Юрий Рост в «Современнике»: групповой портрет на фоне зала

Что общего у философа Алексея Лосева и джинсов Levi’s 517? 

Можно ли настоять водку на белых грибах? Как за секунду переместиться из поселка Пинега в Париж? Ответами на эти вопросы, а еще тысячью и одной историей поделился легендарный фотограф, журналист и писатель Юрий Рост в свой 83-й день рождения со сцены Московского театра «Современник» 1 февраля.


Событие стало первым в цикле, названном «Современник Современника», в рамках которого театр будет знакомить зрителей с теми людьми, которые не только исследуют нашу реальность, но и не боятся менять её, создавая новое. Это не творческая встреча в привычном понимании, а близкий и доверительный разговор о времени, немного о себе, но гораздо больше обо всех нас.


Место проведения выбрано неслучайно хотя бы потому, что Юрий Михайлович является «почетным жителем» Чистых Прудов: вот уже 30 лет он устанавливает в новогодние праздники ёлку на своем балконе на радость прохожим, а еще неподалеку на ограде Троицкой церкви в Хохлах проходит бессрочная выставка его работ, так что каждый желающий может познакомиться с фотографиями и текстами Юрия Роста.


Но, конечно, есть и более веская причина выбора именно этого театра. С «Современником» Юрия Роста связывает давняя дружба. На его глазах создавались знаковые спектакли, завоёвывали славу и зрительскую любовь артисты, режиссёры, драматурги, театр переживал разные периоды, меняясь, прокладывая свой уникальный путь. Он помнит театр под руководством Олега Ефремова, Галины Волчек и теперь откликнулся на предложение Виктора Рыжакова прочитать молодым драматургам лекцию об истории «Современника» в преддверии юбилея театра. В итоге эта история переросла в идею отметить день рождения мастера специальным спектаклем.


«Юрий Рост не только большой друг театра, но и тот, с кем многие поколения современниковцев ведут непрекращающийся диалог. Великий провокатор, умеющий ловко перевернуть привычный взгляд на мир, тот, чьё чуткое внимание к человеку и ко времени завораживает и бесконечно удивляет. Человек-эпоха, Юрий Рост является носителем уникальной картины мира — своего внутреннего театра», — рассказывает художественный руководитель «Современника» Виктор Рыжаков.


Праздничный вечер начинался сразу в фойе «Современника», где зрителей встречала фотовыставка работ Юрия Роста, в которых отражена хроника жизни театра. Вот портрет молодой Марины Неёловой рядом с Фаиной Раневской, а вот она же много лет спустя примеряет образ Башмачкина из гоголевской «Шинели» в своей гримёрке. Вот многоликий, завораживающий своим масштабом снимок всей труппы, празднующей 30-летие любимого театра, а вот последний портрет Галины Волчек в пустом зрительном зале — пронзительный, передающий смыслы, невыразимые в слове.

Но кто расскажет о фотографиях лучше самого автора? Поспешим скорее в зал: спектакль еще не начался, а Юрий Рост в ярко-красном шарфе уже на сцене, принимает подарки и поздравления и торжественно как на параде в микрофон приветствует заходящих в зал давних друзей, сдабривая порциями шуток. «Среди приглашенных есть немало приличных людей», – замечает он. Калейдоскоп имен поражает: к имениннику пришли Владимир Познер, Светлана Сорокина, Борис Мессерер, Дмитрий Муратов, Чулпан Хаматова, Павел Чухрай, Игорь Костолевский, Андрей Макаревич, Марина Неелова, Наталья Жванецкая, Елена Камбурова… Вереница друзей не прекращается, но гости сегодня и те, кого нет в зале, но кто навсегда остался запечатленным в объективе Юрия Михайловича.

Он начинает с рассказа о родителях, о детстве и дворовых друзьях, и в сознании зрителей сами собой, как на фотобумаге, проступают образы послевоенного Киева, жаркого лета на Днепре, а на сцене в это время сменяются портреты тех, кто навсегда оставил свой след в жизни фотографа: здесь нет иерархии, это и чистильщик обуви с улицы Горького в Москве и Анри Картье-Брессон в своей парижской квартире.

Так же стремительно меняется и география: из Киева мы моментально перемещаемся на русский Север к реке Пинега, куда Юрий Рост возвращался неоднократно, оттуда в Париж с Отаром Иоселиани… Черно-белые снимки будто оживали и наполнялись цветом по мере того, как Юрий Михайлович рассказывал о них с любовью, порой горечью, шутя или задумчиво –– для каждой фотографии, для каждого человека он приберег свою историю.

От маститого фотографа так или иначе ждешь откровений и советов о своей работе. И несколькими правилами Юрий Рост поделился. По его мнению, хорошая фотография выдержит любой размер. Еще он посоветовал всегда после отбора фотографий возвращаться к соседним кадрам, возможно, именно там спрятался более удачный. «Фотография – знак доверия», считает Юрий Рост, интимные и честные рассказы о том, как рождались эти фотографии – это знак доверия Юрия Роста к зрителю. «Домашний» – пожалуй, самое верное определение для этого вечера в «Современнике».

В своих невероятных историях Юрий Михайлович, подобно барону Мюнхгаузену, иногда напоминал, что все это чистейшая правда и призывал в свидетели сидящих в зале друзей, те подтверждали, но и без доказательств ему почему-то безоговорочно веришь. Как и в то, что выступать 83-летний автор планировал до 6 утра, но получилось все-таки меньше: три с половиной часа. На сцене стояло кресло, но Юрий Михайлович сел в него только пару раз, его энергия передавалась и зрительному залу.


Интригой первого действия стал покрытый тканью мольберт, тайну которого именинник открыл лишь после антракта. Антракт, правда был не совсем традиционным. Перед его началом Юрий Рост показал фото, на котором академик Валентин Янин и лингвист Андрей Зализняк во время работы с берестяными грамотами в Новгородской области используют его фотообъектив как увеличительное стекло. Показ фотографий Рост сопровождает историей, как там же вместе с учеными настаивал водку на сушеных белых грибах. Гастрономическая история, выдержанная на русских древностях, заставляет зал сглатывать слюну, и тогда Рост говорит: «Как жаль, что вы не можете почувствовать вкус этой водки, хотя почему это? Объявляю сидячий антракт!». И в зал выносят подносы с рюмками – хватает на каждого. «Получается, мы с Зализняком собутыльники», – шутят в зале.

Вообще история и личности, знакомые многим лишь по экрану или учебникам, становятся удивительно близкими в этот вечер. Мы буквально в одном рукопожатии от Беллы Ахмадулиной, Фаины Раневской, Алексея Лосева… Кстати о философе Лосеве, помните про интригу вечера? Юрий Рост, наконец, сообщает собравшимся, что в этом году он отмечает значимый личный юбилей: ровно 50 лет он носит джинсы Levi’s модели 517 32/32 — и в подтверждении этого срывает покров с мольберта и демонстрирует выставленные в рамке свои первые джинсы 1972 года.

«Русская литература вышла из гоголевской «Шинели», а я, можно сказать, вышел из джинсов Levi’s Strauss, но я до сих пор не вышел», – шутит Рост и, демонстрируя портрет философа Алексея Лосева в очках очень необычной формы, рассказывает, как тот в 1920-е купил сразу 20 одинаковых оправ, решив, что они ему подходят, чтобы хватило на всю жизнь. Так же у Роста и с джинсами. А еще хвастался носками разного цвета: красного и зеленого, как навигационные знаки: «Зато я точно знаю, где левая нога, а где правая».

В течение вечера в зале несколько раз громко звонит телефон: звучит мелодия рэгтайма Скотта Джоплина. Это телефон самого Роста, он достает его из кармана Левайсов, сбрасывает и произносит: «Опять не она». Телепередачу с названием «Рэгтайм» он вел на телеканале Россия.

Подобно тому, как сменяют друг друга на фотографиях Юрия Михайловича страны и люди, резко меняется и настроение рассказов. На смену хулиганским, порой неприличным анекдотам из жизни приходят пронзительные истории. О десяти братьях-ветеранах Великой отечественной войны, вместе вернувшихся с фронта, кто-то без руки, кто-то без глаза, но вернувшихся вместе. О живом неизвестном солдате из Каргополя, прошедшим всю войну в звании рядового и освобождавшего те города, при защите которых погибли его сыновья. О сванском обряде привидения душ после похорон, когда снежной лавиной засыпало целое горное село в Грузии, а собакам и лошадям заматывали морды, чтобы не спугнули. О пайке интеллигента в блокадном Ленинграде, которая составляла 120-200 г, и Юрий Михайлович достает ее из жестяной коробочки и показывает залу. О ком бы он не рассказывал, в каждом слове чувствуется глубокая любовь и уважение к личности каждого человека. Эту любовь лучится и на его фотографиях.

Ближе к концу вечера фотограф Юрий Рост не удержался и сделал снимок целого зала на память («Я еще умею снимать!»), а потом спустился к зрителям и сфотографировался вместе с ними. «Вошли в историю», – восхищались гости. В это время на сцену была спроецирована фотография Галины Волчек, сидящей на фоне пустого зрительного зала. Так история зажила по обе стороны кулис.

Юрий Михайлович очень сокрушался, что за три с лишним часа не успел рассказать обо всем и показать все заготовленные фотографии, но наверное, так и должно быть: как писатель Даниил Гранин после каждой встречи говорил Росту, что тот забыл у него кепку (хотя тот никакой кепки не оставлял), и Рост обещал за ней вернуться, так и нам всем нужно еще больше нерассказанных историй и неувиденных снимков, чтобы встретиться с Юрием Ростом еще раз. Долгих лет жизни и здоровья Юрию Михайловичу, пусть впереди ждут новые сюжеты и герои и еще не один такой вечер в стиле рэгтайм.

«Функция человека на земле – жизнь. Она же является и смыслом. Поиски иного смысла в жизни – лишь попытка оправдания своего существования в то время, когда ушла любовь и ты более не нужен природе. Задача человека – если он, во спасение, полагает себя уместной частью созданного не им мира, – это поиск и сохранение любви». Юрий Рост

Автор
Полина Кузнецова специально для Musecube. Фотографии автора:
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе