«Я не был любимым актером Захарова — это очевидно»

Народный артист России Андрей Соколов — о небожителях из театральных вузов, съемках в Мариуполе, работе по блату на Огарева, 6 и оболочке для «Союз-Апполона».
Фото: Пресс-служба фестиваля «Алые паруса»


Прежде чем стать артистом, Андрей Соколов искал себя на БАМе, слесарил, учился в Авиационно-технологическом, куда поступил со второго раза. Он вспоминает, что боялся подойти к театральному вузу. О том, зачем ему нужны несколько дипломов, почему подался в правозащитники и кого считает патриотом, Андрей Соколов рассказал «Известиям» в Артеке. Там завершился 31-й Международный кинофестиваль «Алые паруса» имени Василия Ланового, который народный артист России возглавляет уже третий год.



«У Ланового было по «Гамбургскому счету»

— В этом году «Алые паруса» имени Василия Ланового в «Артеке» 31-е по счету. А для вас это какой кинофестиваль?

— 21-й.

— Вы когда-нибудь думали, что окажетесь на месте основателя, Василия Семеновича Ланового, и займете президентское кресло?

— С Василием Семеновичем у меня давняя история. Он был моим педагогом в Щукинском театральном училище, преподавал основы сценической речи, владение словом. На «Алых парусах» мы шли бок о бок.

Лет десять назад я стал вице-президентом фестиваля. Когда Василия Семеновича не стало, мне перешел его президентский пост. Я понимаю, что ничего вечного не бывает, и уход каждого из нас когда-то — закономерен. Но я никогда не думал занять место Ланового. Вот быть рядом — да, здорово, почетно. Я мог всегда с гордостью подойти к нему и сказать: «Помните, Василий Семенович, что я ваш ученик?» Кстати, он меня пару раз выгонял с занятий.


Андрей Соколов с генеральным продюсером фестиваля Ириной Громовой и продюсером Алексеем Рязанцевым
Фото: пресс-служба «Артека»


Было бы здорово, если бы Василий Лановой был всегда впереди. Но, увы.

— Каким он наставником был?

— К парням он был строг, всегда повышенные требования. Поскольку так же он относился к самому себе. Всё у Ланового было по «Гамбургскому счёту». И, конечно же, он хотел, чтобы подрастающее поколение перенимало эстафету у мастеров.

Василий Семенович был не только актером, педагогом, но, прежде всего, — патриотом России с большой буквы. Это слово сейчас наконец-то обретает свой истинный смысл. Честь, достоинство долго были проходящими понятиями. А сейчас по-другому начинают звучать. Я понимаю, что те зерна, которые закладывались в нас мастером, сегодня уже дают свои плоды.

— Вы в детстве были в «Артеке». За какие заслуги вас отправили в лагерь?

— Я играл в хоккей, был вратарем. Наша команда школы № 679 стала чемпионом Москвы на турнире «Золотая шайба». Из всех путевкой наградили только меня. Я еще умудрился к восьмому классу стать инструктором по бальным танцам.

— С такими навыками вам надо было в фигурное катание.

— Я подумаю над этим.



«Смелости признаться в том, что мне нравится больше сцена и кинематограф, не хватило»

— Вы же могли и не стать артистом. Жизнь кидала вас в разные стороны. Вы даже побывали на БАМе. Как вас занесло туда?

— Всё достаточно банально: после восьмого класса в школах был учебно-производственный комбинат. Это когда пацанов обучали навыкам столярного, слесарного мастерства. А девчонки учились печь, шить. Мой отец в то время работал главным инженером ПМК-24 — передвижная механизированная колонна. Он свой путь начинал со слесаря, дошел до главного инженера. Отец мне сказал: «Что ты будешь дурака валять, давай, иди, заканчивай курсы. А потом пойдешь ко мне слесарем».


Народный артист России Андрей Соколов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова


— Папа видел вас своим преемником?

— Как он говорил, надо иметь твердую профессию и зарабатывать деньги. Я закончил двухгодичный курс слесарей-сантехников, получил третий разряд. Первая моя работа — в подмосковном Барыбино. Месяца три назад меня туда занесло, там до сих пор стоят компенсаторы, сваренные моей рукой. А когда отец поехал на строительство БАМа, я отправился с ним за романтикой. Ну и заработать на жизнь.

После школы я не поступил в МАТИ — Московский авиационно-технологический институт. Зато потом, когда поступил, уже на первом курсе, после БАМа я рассекал Москву на «Жигулях» одиннадцатой модели желтого цвета. Не первой свежести, но я был козырный. Вы даже себе представить не можете, как я был крут.

— А почему не в театральный поступали?

— Смелости признаться в том, что мне всё-таки нравится больше сцена и кинематограф, не хватило.

— А кому вы должны были признаться?

— Самому себе, в первую очередь. Когда я хотел узнать, какие экзамены надо сдавать, подходил к театральному вузу и не мог переступить порог. Метров за 50 у меня пульс был, наверно, под 500. Ну, я разворачивался и уходил.

Мне казалось, что это невозможно. Для меня эти студенты были какими-то небожителями. А актеры — другая планета. Хотя, когда я смотрел на экран телевизора или на сцену, была внутренняя наглость, убеждение, что вот это то, чему мне даже учиться не надо.


Андрей Соколов (слева) в спектакле «Игра в жмурки». Независимый театральный проект
Фото: РИА Новости/Владимиров


Поэтому и пошел в МАТИ. Когда в первый год провалился, пошел работать. По блату меня устроили — на Огарева, 6. Подделывал там подпись Щелокова. Стал ротаторщиком четвертого разряда.

— А ротаторщик — это профессия по подделке подписей?

— Нет, это типография, которая печатает документы, но подписи должны были быть не факсимильными, а живыми.

На второй год поступил в Авиационно-технологический, на специальность инженер-механик по производству и разработке летательных аппаратов. Под ними тогда понимались космические аппараты. Наша кафедра занималась разработкой полимеров оболочки для советско-американского проекта «Союз-Апполон».



«Если ты хочешь сниматься у Спилберга, хотя бы выучи язык»

— Прокладывая железную дорогу на БАМе, вы могли встретить и дикого зверя. Бывало?

— Бывало. Как-то на день рождения отец говорит: что тебе подарить? «Хочу собаку и куда-нибудь на зимовку». Там охота, рыбалка. Меня на вертолет и туда. Собака Боб — помесь дворняги с овчаркой, умнейший, только что не разговаривал. Пошли мы с ним на охоту. Бежит Боб по тропинке и вдруг замер. Смотрю, елки-палки, там — то ли зайчик, то ли еще кто-то. Говорю: «Боб, вперед!» Он стоит. Может не расслышал, еще раз командую. Он ко мне поворачивается, и если бы у него была рука, покрутил бы у виска. Вдруг кусты зашевелились — и у этого зайчика оказалась медвежья спина. Бежал я быстрее олимпийского чемпиона Валерия Борзова.

— Авиация, строительство БАМа, слесарное дело. Как из этого можно стать секс-символом?

— Совокупность перечисленных вами черт есть составляющие элементы для создания столь божественного образа. (Улыбается.)

— Вам надо в теоретики податься. Методологию свою разработать.

— Опыт передаю.

— Вы могли предположить, что роль в «Маленькой Вере» определит вашу судьбу?

— Единственный человек, который знал, что он хочет от картины, — режиссер Василий Пичул. Он старше меня всего на год, но он был настолько по-житейски мудр, что я его считал старшим товарищем. Мы снимали в Жданове, сейчас это Мариуполь: море, белый пароход, солнце, рябина на коньяке, которая была в округе выпита нашей съемочной группой за неделю. Мы получали удовольствие. После первого курса мои однокурсники драили Щукинское театральное училище, а я в — снимался в кино.


Кадр из фильма режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера»
Фото: РИА Новости


— Так вы опять были козырным?

— Да, но любая козырность должна быть подготовлена: если ты хочешь сниматься у Спилберга, хотя бы выучи язык. Поэтому я приходил в восемь утра в училище, уходил ближе к ночи. Поскольку у меня на тот момент был еще синий пояс по тхэквондо, вел там еще сценодвижение. А еще в Московском энергетическом институте был театр «Игроки», и я имел наглость назваться режиссером. Сам ничего не понимал, но учил других и получал полставки.

— Как это вы из робкого парня, боявшегося подойти к театральному институту, вдруг стали таким смелым?

— Наглость — второе счастье. Потом я закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино. Хотелось не только быть частью кубика Рубика, но самому его собирать. Владимир Мотыль был худруком, а Владимир Меньшов — мастером. Два года счастья.

— Как в вашей творческой биографии появился Эльдар Рязанов?

— Это 1993 год. Позвонил ассистент по актерам картины «Предсказание». Они еще не спросили, готов ли я сниматься у Эльдара Рязанова, я уже кричал — «Да!»

— Это всё равно что Спилберг позвонил?

— Фактически. Рязанов — отдельная планета. Я к нему присматривался. И тут такое счастье мне привалило. В Ленком Марку Захарову прислали письмо с просьбой отпустить начинающее дарование сниматься к мэтру. Марк Анатольевич мне разрешение дал.

— А почему Захаров не снимал вас в своих фильмах?

— Мне трудно это проанализировать. К сожалению, мы были с ним на дистанции, я не был любимым актером Захарова — это очевидно.


Главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров
Автор фото


— У него были любимые и те, кого он держал на дистанции?

— Конечно. Я помню, меня пригласили в Ленком в 1990-м году и через лет семь, после съемок у Рязанова, Пичула еще где-то, у меня было всего две роли: Король в «Гамлете» и в «Юноне и Авось» — главный сочинитель. Потом декорации «Гамлета» сгорели, и его сняли. Для студента Соколова два спектакля в легендарном Ленкоме — это круто. Но человека, который уже к тому времени имел на боевом счету порядка тридцати картин, главных ролей, — било по самолюбию. Я разговаривал с Марком Захаровым. Он всегда говорил очень теплые слова, но работу не давал.

— Сейчас директора Ленкома Марка Варшавера упрекают в том, что он избрал обратную тактику — дает играть молодым артистам. В спектаклях порой по четыре состава. Как вы оцениваете это?

— Это очень круто. Я знаю очень много артистов, которые, к сожалению, не дождались своих ролей, и их судьбы заканчивались печально. Шанс надо давать в любом случае.

Марк Борисович знает театр как никто, более 40 лет он работает в Ленкоме. Он сам когда-то был актером. Поэтому то, что у Ленкома есть Варшавер, — это счастье.

— Вы не чувствовали себя артистом Захарова. А почувствовали, что вы артист Варшавера?

— Марк Борисович дал мне возможность поставить спектакль «Любовь». Периодически поступают предложения. Надеюсь, мы продолжим эту деятельность.

— У вас еще есть режиссерские амбиции?

— Я ж не зря заканчивал Высшие курсы сценаристов и режиссеров, деньги за это платил. Надо же как-то возвращать, реализовывать. (Улыбается.) Сейчас в голове киноистория.



«Вайнштейну можно памятник поставить за приверженность к ценностям»

— Вас еще называют «звезда 90-х». Это не обижает?

— Да меня по-разному называют. Я слышал и более хлесткие выражения.


Кадр из фильма «В городе Сочи темные ночи», 1990 год
Фото: РИА Новости/Э. Шейдаев


— Сейчас пошла мода на кино про девяностые. Надолго ли тренд и не мифологизируют ли?

— Меня очень веселит, когда о 90-х говорят люди, которым нет тридцати, которые не нюхали этого времени, не знают, что там происходило. Почему я начал говорить по поводу своего образования? Потому что мне кажется, что для того, чтобы что-то делать, надо знать. И я глубоко убежден, что у многих знаний объективных — нет. И это видно на экране.

— Что больше всего вас бесит в фильмах про девяностые?

— Бесит-то вряд ли. Я понимаю, как это делается, ради чего.

— Ради мифотворчества?

— Здесь много составляющих. Во-первых, никто еще пока не прекратил переделывать историю. Во-вторых, на жареное больше клюют. Это ступенчатая система. Ты одну закидываешь как бы версию, потом на ней строишь вторую, потом третью — и петелька за крючочек, и пошло, поехало. Это как суд над Вайнштейном. Бедный. Что, разве этого не было? Было. А почему сейчас? Проверили, сработало. Ага, заглотил крючок. Смотрите, сколько сразу всплыло жертв. Ах, как неожиданно было всё, а мы об этом не знали. Здесь — то же самое.

— Хорошо, что Вайнштейна обвиняют в связи с девушками. Какой-то совсем немодный.

— Ему еще можно памятник поставить за приверженность к ценностям.

— Вы возглавили Общественный совет ФСИН. Зачем вы стали правозащитником?

— У меня был длинный сериал «Адвокат», снимали больше десяти лет. Я был и сопродюсером, и режиссером. Многие из нашей команды были отмечены серебряными и золотыми медалями Плевако, имеют звания «народного адвоката». И этот вот запал до сих пор остался. Если есть возможность помочь людям, почему бы этого не сделать. У нас собрана новая команда из людей абсолютно разных профессий, конфессий. К сожалению, лес рубят, щепки летят — достается порой невиновным. И я использую свои возможности, кое-что уже начинаем делать. Дай Бог, поможем.

— Как вы относитесь к предложению вернуть смертную казнь в Уголовный кодекс?

— Положительно. Ведь какая цель службы — перевоспитать и вернуть людей в общество. Есть те, кто не возвращаются. Посмотрите, сколько рецидивов, сколько еще приносят беды бывшие заключенные, к сожалению. И это очень непростой, тяжелый разговор.

— Чем еще планируете заняться?

— Я заканчиваю съемки у Кима Дружинина в сериале «10 дней до весны». Новый театральный проект замесили. Не в Ленкоме. А с 1 сентября — в школу, у меня второй курс в Институте театрального искусства Кобзона. Есть потрясающие ребята, хотелось бы не ошибиться. Как мой худрук говорил, для того, чтобы выпустить одного актера, нужно держать весь курс.

Автор
Зоя ИГУМНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе