В движении

Проект яхты-швербота, или гафельного шлюпа, водоизмещением 5 тонн – полностью авторский. Это попытка создать собственный корабль, современный и мореходный, но в то же время отчасти напоминающий суда Петровской эпохи. У него даже штевень почти перпендикулярный в отличие от современных, скошенных (штевень – это, говоря по-сухопутному, носовая вертикальная кромка; гафельный парус – парус трапециевидной формы, на заводских яхтах сейчас ставят бермудские, то бишь треугольные; шлюп – значит мачта будет одна).

Зачем человек выходит в плавание?

В основе – желание заглянуть за горизонт. Стремление жить в движение, при этом – слегка отстранясь от жизни.

– А одному в путешествии не страшно? Особенно если в море, где вообще берегов не видно, в какой-нибудь кругосветке?

– Если судно хорошее и сам что-то умеешь, соображаешь, не страшно. Море на самом деле далеко не так опасно, как берег.

Между прочим, эту вроде бы странную мысль я уже не раз слышала – и каждый раз ее высказывали именно яхтсмены. Ничего особенного, чисто профессиональный взгляд, причем им страдают и начинающие, и самые знаменитые «парусники».

Василий Кольга – не титулованный яхтсмен, он просто человек, с юности стремящийся «заглянуть за горизонт». Не профессиональный моряк и не спортсмен, он построил за свою жизнь 5 яхт. Сейчас строит шестую, последнюю.

Душа корабля

Вместо строительной верфи – песчаный берег возле плавбазы флотилии им. Ушакова (сейчас она переименована в «Морской центр»). Груда стальных листов, уголков, швеллеров и прочего металла – материал для будущего судна. Сам корпус уже сварен – громадный, 10 метров длиной, 3,2 шириной, он пока мало напоминает парусную яхту.

– Вообще яхтой может называться любое судно, предназначенное для прогулок, путешествий и спортивных гонок, – объясняет Василий Васильевич. – Например, «яхта» английской королевы – это целый крейсер с боевыми орудиями.
Если говорить конструктивно, то я строю не килевую яхту, а плоскодонный швербот (т.е. киль будет подниматься). Это сделано намеренно – все владельцы килевых яхт у нас испытывают сложности – ни к берегу на них не подойти, ни по мелководью не проплыть. Тем более в Рыбинском море, где не только мели, но и камни, а то и колокольни затопленные торчат.

– Ваша яхта предназначена именно для Волги? Или можно будет и дальше плавать?

– В первую очередь для Волги и водохранилищ, для Рыбинского моря.

– А в настоящем море тоже можно будет плавать?

– Надеюсь, что неплохо будет плавать. Но скажу «ура» и вздохну свободно только тогда, когда он встанет на воду, и именно так, как нарисовано, – чтоб ни носом не «клюнул», ни кормой.

– А почему за образец вы взяли корабли именно XVIII века?

– Мне так хочется. То, что строят сейчас, все эти современные катера, которые носятся по Волге, – их и язык не повернется назвать кораблями. На мой непритязательный вкус, они похожи на мыльницы, комфорт – плюнуть некуда. Этакие лимузины на воде. А корабль должен иметь душу. Эта посудина у меня будет, должно быть, последняя, все-таки седьмой десяток уже идет.

Стать моряком

Видимо, Василию Кольге на роду было написано стать моряком, но судьба в лице медкомиссии расположила иначе.

После 8-го класса рыбинской школы он поступал в тамошнее речное училище и медкомиссию не прошел. Одноклассник, с которым вместе подавали документы, тогда поступил и сделался в итоге капитаном дальнего плавания. А Василий Васильевич стал профессиональным фотографом, и только в 1970 году организовал при Дворце пионеров Дзержинского района (где до этого вел секцию фотодела) клуб юных моряков.

– Сначала мы построили катамаран, на нем в Кинешму ходили. Тогда я познакомился с Игорем Зарецким, известным нашим яхтсменом, он продал мне старую, еще из яла переделанную яхту. Я ее «довел», и года два мы на ней ходили, даже в Рыбинское море. Потом было судно «Помор», корпус был из пластика, от спасательного бота, его уже делали на базе детского Дома культуры ЯМЗ на Пятерке. Несколько лет на нем отходили, сейчас этот «Помор», переделанный в прогулочный катер, можно увидеть на стоянке «Нептун».

Жизнь на волне

Тут как раз настала перестройка, а Василий Кольга продал двухкомнатную квартиру и начал строить «свою» яхту, на борту которой твердо намерен закончить жизнь. Как знаменитый капитан Слокам, открывший эру одиночных парусных плаваний, как многие никому не известные яхтсмены за рубежом сегодня. Для таких людей даже особый термин существует, они живут на яхтах и кочуют по свету как цыгане. Нашим людям такое и во сне не снилось, даже сейчас, во времена победившей демократии, стать полноправным капитанам собственной парусной скорлупки непросто. Нужны «корочки» парусного капитана, нужно принимать участие в регатах, спортивно расти и т.п. Заботятся, в общем, о людях, чтоб зазря не утопли.

– Я, вот когда ту яхту начинал, думал, мне на все хватит. Яхта была килевая, для моря, с дизельным двигателем. Проект тоже мой собственный, но делали мне ее бывшие инженеры судостроительного. Они первым делом проверили мои расчеты – оказалось, все «бьет» точно. За год сварили корпус, но тут… деньги начали «прыгать», все посыпалось. В общем, я был рад, когда сумел продать корпус.

Имя ветра

Сейчас Василий Васильевич вновь строит яхту. А на носу – новый кризис, инфляция и прочее. Но есть надежда, что на сей раз достроить корабль все-таки удастся, большинство материалов уже закуплено, а рабочие руки свои собственные. Корабль строит сам Василий Кольга с помощью друга Андрея Полякова, инженера, мастера на все руки, на котором, между прочим, все сварочные работы!

Василий Васильевич надеется, что со временем подберет на яхту команду из двух-трех учеников флотилии. Ведь, по сути, корабль строится и для этих мальчишек. Правда, интерес к флоту и парусам сейчас, по наблюдениям Василия Кольги, резко упал. Новое поколение выбирает новые игры. И все-таки…

– Надеюсь, к 1000-летию шлюп должен быть уже в полной красе. Хотелось бы успеть, в будущем и на Балтику сходить. Там когда-то плавали викинги, там сегодня интересные народы и страны. Мало того, я такую вещь любопытную обнаружил! На карте недалеко от Таллина залив, и называется, как моя фамилия, –Кольга! Неужели там найдется для меня что-то родственное? А еще тут прочел – в скандинавских сагах «кольга» – имя ветра.

– А яхте имя уже придумали?

– Имя есть, но до спуска называть не могу. Не суеверен, но в эту примету верю. Но это будет «он».

Оксана ЯКУБОВИЧ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе