Светлана Крючкова: " Роль Анны Ахматовой стоила мне здоровья"

Сегодня родилась Ахматова, а вчера народная артистка России Светлана Крючкова, исполнительница роли Анны Ахматовой в фильме «Луна в зените», отметила 70-летний юбилей. 
Фото: Youtube

Наш автор Анжелика Дин поговорила с именинницей.

Из-за пандемии гастроли Светланы Крючковой в Москве и ее творческий вечер перенесены. Мне посчастливилось беседовать со Светланой Николаевной об Анне Ахматовой и Марине Цветаевой в ее легендарной квартире на Фонтанке, где бывал весь цвет отечественной культуры. На крыше удалось сделать еще одну комнату, получился "поэтический чердак". Здесь мы со Светланой Николаевной пили чай и до трех часов ночи разговаривали об Анне Андреевне.


- В фильме Дмитрия Томашпольского «Луна в зените» вы поразительно похожи на Анну Андреевну, хотя вы – блондинка, она – брюнетка.

- Режиссер Томашпольский, он же автор сценария и идеи этого фильма, с самого начала был убежден в том, что Анну Андреевну на «взлете» жизни должна сыграть только я. Проб не было. Замечу, что моя героиня – не юная Ахматова, а зрелая. Дмитрий Львович сразу объяснил, что для него важно передать характер, движение души поэта Ахматовой. Признаюсь, что согласилась не сразу. Какими «птичьими» словами он убедил меня взяться за роль Анны Андреевны - не знаю. Любопытно, когда я работала над этой ролью, безмолвствовала, хотя по своей природе к числу неразговорчивых женщин не принадлежу. Более того, молчала не только на съемочной площадке, но и в жизни. Самое поразительное, что в процессе работы над картиной происходили какие-то таинственные вещи, вплоть до мистики. Когда мы снимали кадры фильма в Комарово, где жила Ахматова на даче, и где в настоящее время находится ее музей, то его сотрудница, увидев меня в гриме (хотя грима как такового не было: изменилась только моя прическа) едва не упала в обморок: ей показалось, что идет сама Анна Андреевна.

- Трудно играть Ахматову выпускнице Школе-студии МХАТ? Вы, конечно, знаете, что Анна Андреевна дружила с актерами Московского Художественного театра, в частности, с актрисой Ниной Ольшевской, хотя театр как таковой не любила.

- Роль Ахматовой стоила мне здоровья. Настолько «ушла» в ее образ, что была отключена от внешнего мира, и во многом перестала быть собой. Вообще я — фаталистка, убежденная в том, что в нашей жизни просто так ничего не происходит, а значит, Ахматову я должна была сыграть.

- Светлана Николаевна, с чем можно сравнить Анну Ахматову?

- Ахматова — океан, причем океан — в разном состоянии, от полного покоя до бури. Попробуйте нырнуть в этот океан, и что с вами будет? Я раньше любила любовную лирику Ахматовой, а потом открыла для себя ее «Ветер войны», «Северную элегию», «Реквием», «Поэму без героя».

- Возможно, вы пытались найти объяснение тому — почему распался единственный за всю историю русской литературы брачный союз двух великих поэтов?

— Могу найти тысячу житейских причин их разрыва, но это не имеет никакого значения. Гумилев был очень сложным человеком, со своими представления о взаимоотношениях мужчины и женщины. Но такие связи, которые были у Ахматовой и Гумилева, никогда не рвутся. Он приходил к ней в снах. Кстати, когда я прочитала сценарий будущего фильма «Луна в зените», приснился мой покойный муж — кинооператор Юра Векслер. Я спрашиваю: «Юрочка, что ты здесь делаешь, ведь ты умер?» А он мне говорит: «Ну, что ты, Светочка, такое говоришь, я живой» И продолжает: «Какой у тебя муж хороший, и сын хороший. Покорми меня, я очень голодный». Оказалось, как мне рассказал об этом Дмитрий Томашпольский, такой же сон увидела Ахматова про Гумилева сразу после его расстрела. Я люблю читать предсмертное стихотворение Гумилева «В час вечерний, в час заката».

Автор
Анжелика Дин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе