Страшный урок Саши Стефановича

Народный художник России Никас Сафронов — о том, как отказ от вакцинации погубил его близкого друга.


Саша Стефанович... Добрый, светлый человек. У него был ковид. Мы все сделали, чтобы он поправился, но чуда не произошло.


Вся беда Саши Стефановича в том, что он не привился и прививаться не хотел. Боялся, что плохо будет от вакцины. Страшно, что ему в поликлинике попалась врач, которая сказала, что все это еще не изучено и неизвестно, какой будет результат. Он берегся, как мог, но все же заболел. И врач сказала, что это банальная простуда, посоветовала пить антибиотики.

Мы с сыном увидели его уже в ужасном состоянии. Бросили все силы на его спасение. Лука покупал американские, швейцарские препараты — все самое лучшее. Недели полторы температура под сорок держалась. Ему было тяжело дышать. Сильно падал кислород. А через прибор отказывался дышать. Говорил — щекочет нос, много кашляет. Он был тревожный пациент. Переживал, что у него не так кровь взяли: залили кровью стул XVIII века.

В какой-то момент он все-таки решил лечь в больницу, потому что жил один, за ним требовался уход. Не мог уже без помощи до туалета дойти. Саша был одиноким человеком, ухаживать за ним было некому. Он любил суп с фрикадельками, фаршированные перцы. Наша подруга готовила, и мы передавали ему. Хотели, чтобы он побыстрее вернулся в строй. Но ему становилось хуже и хуже.

Его положили в больницу имени Бахрушина, № 33, в Сокольниках. Там у него были знакомые врачи, Саша считал, что они его подлечат. К сожалению, он до последнего не очень адекватно оценивал действительность. Был уверен, что есть какая-то волшебная таблетка, которая его спасет. Жаловался, что в больнице ему плохо. У него уже был цитокиновый шторм. В пятницу он попросил у нас кислородный прибор. Пульмонолог посоветовал ему купить эту технику, чтобы дома лечиться. Но в какой-то момент ему уже понадобился аппарат ИВЛ, под ним он и отошел в мир иной. Печальная история, которая может стать для других примером.

Саша — мой друг близкий, советчик. Если меня приглашали на съемки какой-либо программы, предлагали дать интервью или рассказать какую-то историю, я всегда с ним обсуждал, что и как. А он аргументированно говорил, идти или нет, общаться или лучше воздержаться. Его советы были всегда по делу: как грамотно уйти от провокационного вопроса, как лишнего не сказать.

Саша был верующим человеком и замечательным другом, Помогать считал своим долгом. Был готов в любой момент вступиться, броситься на защиту. Своих в обиду не давал. Стоял горой за друзей. Он хотел, чтобы у меня была своя галерея, музей в центре города. Пытался это пробить, ходил за меня просить. Потом ему казалось, что мне пора бы получить звание. И собирал документы, ходил по инстанциям опять же за меня.

Саша был патриот города, настоящий москвич, хотя родился он в Ленинграде. Интеллигентные родители дали ему отличное воспитание и образование. Очень эрудированный, он много знал. А еще он был великолепным рассказчиком. Помнил истории из детства, юности. Написал несколько книг воспоминаний о том, с кем встречался, с кем судьба сводила. Одно из ярких воспоминаний — знакомство с Иосифом Бродским в Ленинграде. Другом детства Стефановича был кинорежиссер Сергей Соловьев. Он уговорил его пойти в кино, и Саша стал замечательным режиссером. Кино был увлечен серьезно. Если не снимал, то что-то писал. Даже меня заставил заняться изданием своей книги. Мы вместе с ним сделали альбом, который разлетелся, как горячие блинчики на Масленицу.

Он был мужем Аллы Пугачевой. Не формальным — настоящим. Именно он посоветовал ей, как правильно выстроить свою карьеру. Разработал план, как лучше позиционировать себя в мире популярной музыки. Можно сказать, он был ее первым продюсером, помощником, дал ей начало. Саша любил ее. Понятно, что у них с Аллой Борисовной были свои сложные отношения, но он никогда о ней плохо не говорил, даже когда они расстались.

А несколько лет назад он посвятил ей фильм «Кураж». Это рассказ о том, как Алла Пугачева из молодой, начинающей певицы стала звездой. Меня пригласил принять участие в съемках. Если кто-то критиковал эту работу, если считали, что он зря взялся за эту тему, Саша пропускал весь негатив мимо себя. Не фиксировался на неприятностях.

Сам он считал, что фильм получился достойным. Аллу сыграла хорошая молодая артистка Александра Волкова, которая сейчас служит в «Ленкоме». Саша сыграл сам себя, а на роль себя молодого пригласил Владимира Фекленко.

В последнее время он работал над картиной, которую ему заказал «Первый канал» (фильм посвящен Михаилу Булгакову. — «Известия»). Должен был в скором времени завершить его. Уже в больнице переживал, что не может домонтировать фильм. Говорил: «Надо поскорее поправиться и закончить». Ему уже сказали, что на сентябрь запланировано было эфирное время. Это документальный фильм, он не хотел рассказывать о чем, планировал показать мне уже готовый окончательный вариант. Не успел.

Несколько недель назад мы виделись в ресторане. Он был бодр, строили планы, обсуждали, кому и чем можно помочь. Его потеря — беда для моей семьи. Все вспоминается, как он надеялся прожить до 100 лет, ведь у него еще жива мама. Ей далеко за 90. Смерть сына ее может подкосить. Такое горе — потерять ребенка... Своих детей у Саши не было.


Автор — народный художник России, действительный член Российской академии художеств, профессор.

Автор
Никас Сафронов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе