Путешествие Богомола

Гитарист "Наутилуса Помпилиуса" Вячеслав Бутусов начал писать прозу 

Золотые хиты 80-х "Я хочу быть с тобой", "Бриллиантовые дороги" и "Князь Тишины" снова звучат по всей России.

О том, почему вновь стали востребованы эти романтичные песни, основатель и вокалист, а также гитарист "Наутилуса Помпилиуса" Вячеслав Бутусов рассказал обозревателю "РГ".
Накопить "муравьиное масло"

Российская газета : Вы живете необычно: то надолго исчезаете, то выпускаете три альбома за год - такому можно научиться?

Вячеслав Бутусов : Это было редкое явление: в прошлом году вышли сразу три диска с моим участием: два нашей группы "Ю-Питер" и еще один, записать который меня призвали коллеги (на альбоме "Модель для сборки" Бутусов спел по одной песне с десятком новых рок-групп. - Прим. А. А.). Но регулярно быть столь производительным невозможно, поскольку для выпуска полноценного альбома надо, как я говорю, накопить "муравьиное масло". То есть набрать какой-то материал и убедиться в том, что ситуация созрела: людям интересно воспринять то, что я делаю.

Восприятие людей меняется. Бывают времена, когда они хотят только отдыхать, но через несколько лет им, возможно, захочется песен, благодаря которым можно задуматься... Вот и надо чувствовать: нужен ли ты публике сегодня или нет? Ощущать это необходимо хотя бы для того, чтобы потом не разочаровываться.

РГ : И вы знаете, как этого добиться?

Бутусов : Думаю, вам мой способ не понравится: я считаю, что для очарований и нет никаких оснований. Кстати, моя самая старшая дочь, как и я, тоже смотрит на мир уже довольно осторожно, философски... Но, возможно, мы и не правы, в чем невольно убеждают мои младшие дети. Чем они меньше, тем менее зависят от обстоятельств, поскольку просто проходят сквозь них, как китайские шаманы на стены! А мы, взрослые, постоянно натыкаемся на эти обстоятельства.

Может, у детей и надо учиться?!

РГ : Все говорят, что лучше учиться на чужих ошибках. А на чужих песнях тоже можно?

Бутусов : Что мы можем предложить людям, которые сегодня изнывают от того, что их не устраивает музыка, которую они слышат? Мы и прежде получали предложения о возобновлении репертуара "Наутилуса". И на 15-летие, и на 20-летие, да и вне юбилеев... Но решились на это только сейчас. Актуальны ли сегодня романтизм и ирония творчества "Наутилуса" 80-х? Думаю, что романтизм очень нужен. Потому что он вообще сродни сподвижничеству. Именно романтизм воодушевляет людей на, условно говоря, походы внутрь себя. Он помогает найти в себе любовь и иронию. Впрочем, некоторые из 25 песен, звучащих в туре "НауБум", мы теперь переделали почти до неузнаваемости.

Весь этот "фарш" из гармоний и строк...

РГ : К каким мыслям приводят нынешние долгие разъезды по стране, о чем хочется писать новые песни?

Бутусов : Я тоже интересовался тем, как сочиняют другие музыканты. Очень впечатлил рассказ о том, как Стинга продюсер заманивал в студию, а то и вовсе загонял туда пинками. У нас сейчас непростая пора: 80 процентов времени тура проводим в дороге. Это и само по себе нелегко, но появляется и серьезная проблема: чем бы заняться? Ведь я не знаю для себя более утомительного занятия, чем бездельничать... Поэтому начал писать, причем не песни. Я и стихи практически перестал сочинять: просто жду, когда они сами придут и проявятся в голове. Когда при записи альбома придет нужда все доводить до ума - тогда и засяду проворачивать в голове весь этот "фарш" из гармоний и строк... А пока, в дороге, я начал писать прозу. Моя новая стихия - литература. Такая бесконечная колбаса, которую я могу нарезать с разными приправами. Страниц на 30-50. Захочу ли я издавать книгу? Не знаю. Мне уже предлагали в издательстве написать автобиографию, но я отказался. Сказал: "Пишу только то, что мне интересно. Не по заказу".

"Золотое сечение" песни

РГ : Согласно диплому вы архитектор, градостроитель. Истины, почерпнутые за годы учебы, в частности правило "золотого сечения", помогают теперь сочинять хиты?

Бутусов : В музыке есть такие понятия, как композиция, ритмика. В архитектуре, живописи, фотографии они тоже используются. И конечно, мне это помогает. Ведь навыки-то у меня остались еще с институтских времен: получаешь массу и начинаешь ее лепить. Вначале все делаешь "по науке". Ну а потом - уже в процессе работы - что-то видоизменяешь, делаешь открытия...

РГ : Несколько лет назад вы стали очень популярны у массовой аудитории: песни "Девушка по городу" и "Песня идущего домой" крутили по радио, телевидению, вас приглашали в топ-программы. Но, похоже, вам эта ситуация не понравилась, и диск "Богомол" вы намеренно записали мрачноватым?

Бутусов : Да, мне не понравилось, что тот диск восприняли на поверхностном уровне. Не заметили других важных песен. Ведь "Девушка по городу" - это просто эскиз-воспоминание о том, как я впервые приехал в Питер. Это был май, все цвело, какие-то девушки ходили в белых блузках. В итоге сложилась песня-сантимент. И музыкальная основа была гротесковая, утрированная, настырная - получилась удачная зарисовка. Но на фирме грамзаписи ее превратили в обывательскую песню. Привлекли продюсера... Хотя вначале у песни был панковский и ядовитый звук. Так что "Богомол" у нас уже получился намеренно аскетичным и лаконичным. Сейчас время такое: очень конкретное. И если ты не будешь тоже очень конкретным и строгим, то за тебя придумают все что угодно! Усы наклеют, хвост привяжут...Нет, не хочу!

Пушкин как возможность удалиться

РГ : Вы родились в Красноярском крае, жили в Екатеринбурге, Москве, потом Санкт-Петербурге... Почему в итоге уехали из всех крупных городов и обосновались в Пушкине...

Бутусов : Да, у нас с семьей квартира в Пушкине. Не дом, как писали где-то в СМИ, - сегодня даже не знаю, сколько денег нужно на то, чтобы его построить. Пушкин был для нас реальной возможностью удалиться подальше от грязного города. Это важно - ведь если я не на гастролях, то лишь дома и бываю. В центровые кино и театры меня не затащишь - не интересно. Если только с детьми схожу посмотреть мультфильмы в ближайшем кинотеатре.

РГ : Строгий ли вы воспитатель?

Бутусов : Cчитаю, что я должен быть таким. Но строгость требует совершенства: иначе ты можешь стать в глазах детей просто посмешищем. Я убедился: воспитывать можно только личным примером. При этом обязательно нужно осознавать, что ты говоришь. А если даешь обещания - неуклонно выполнять. Даже в жестких ситуациях необходимо быть четким: если говоришь, что отшлепаешь ребенка за что-то по попе, а потом забываешь угрозы - грош цена потом будет твоим последующим попыткам привлечь его к порядку...

РГ : Вы кажетесь довольно невозмутимым человеком. Что в последнее время вызывало ваши особенно сильные эмоции?

Бутусов : Я, как ни странно, ощутил восторг - давно забытое состояние, - когда родился Даниил, почти три с половиной года назад. И я год летал, будто ракета, не понимая, откуда во мне снова возобновилась эта энергия! Поскольку я давно для себя решил: сил у меня никаких никогда не было и нет! И не будет, если их ниоткуда не черпать. Если не черпать - стану замшелым камнем...

Где я сегодня их черпаю? От семьи. Но в первую очередь - от Бога. В той степени, насколько это возможно и позволительно мне и - насколько я это заслужил...

Досье "РГ"

Вячеслав Бутусов родился в 1961 году в Красноярском крае. Окончил Свердловский архитектурный институт, в стенах которого и был основан "Наутилус Помпилиус". После окончания вуза работал архитектором, проектировал станции Свердловского (ныне Екатеринбургского) метро. В 1988 году после суперуспешного двухлетнего тура "Наутилуса-Помпилиуса" распустил группу и решил начать все сначала. Жил в Москве, Подмосковье. Затем переехал в Санкт-Петербург, где собрал новый, уже "питерский", состав "Наутилуса Помпилиуса", который тоже распустил в 1997-м. Работал сольно, дуэтом с гитаристом Юрием Ильченко, группой "Deadушки". Сделал театрализованную программу "Бибигония" с минской группой "Плато" и ансамблем мимов "Лицедеи". С 2001 года возглавляет "Ю-Питер".

Женат вторым браком. У Бутусова четверо детей (три дочери: Анне - 29, Ксении - 18, Софии - 13, сыну Даниилу - 3 с половиной года).

Главные песни "Наутилуса Помпилиуса":

1. "Я хочу быть с тобой"

2. "Казанова"

3. "Взгляд с экрана" ("Аллен Делон")

4. "Прощальное письмо" ("Гуд бай, Америка")

5. "Князь Тишины"

6. "Доктор твоего тела"

7. "Скованные одной цепью"

8. "Титаник"

9. "Бриллиантовые дороги"

10. "Прогулки по воде"

Главные песни Бутусова после "Наутилуса":

1. "Берег"

2. "Гибралтар - Лабрадор"

3. "Настасья"

4. "Ударная любовь"

5. "Моя звезда"

6. "Колесницегонитель"

7. "Девушка по городу"

8. "Песня идущего домой"

9. "Скажи мне, птица"

10. "Реки БГ"

Александр Алексеев

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе