Поздравляем Мастера! К 90-летию Александра Гельмана

«Мы, нижеподписавшиеся», «Скамейка», «Мишин юбилей», «Обратная связь», «Наедине со всеми»… 
Источник фото: alefmagazine.com


Даже если вы не читали эти пьесы, названия, наверняка, слышали. Сегодня 90 лет исполняется их создателю Александру Гельману, мастеру производственной драмы.


«Его техника, близкая манере «опасных поворотов» в духе Пристли, обращалась на привычнейшие коллизии «производственных драм», давая непредвидимые результаты; умело ведя фабулу, этот логик и рационалист весьма спокойно входил в области социального парадокса и социального абсурда», – отмечалось в энциклопедическом издании «МХАТ. 100 лет»

Детство Александра Гельмана пришлось на войну. В 1941-1944 годах он находился в еврейском гетто в городе Бершадь Винницкой области, где погибла почти вся его семья. После окончания Львовского военно-политического училища имени Щорса (1952-1954), он шесть лет служил в армии. Затем учился на библиографическом отделении Кишиневского университета, но его не окончил. Работал помощником мастера на фабрике, фрезеровщиком, строителем, корреспондентом ленинградских газет. В 1978 году переехал в Москву, был обозревателем газеты «Московские новости», вёл рубрику в журнале «Искусство кино».

Свой разносторонний жизненный опыт Гельман перенёс в творчество. Первые сценарии о взаимоотношениях в заводском коллективе написал в соавторстве с женой Татьяной Калецкой: «Ночная смена» (1970, экранизирован в 1971), «Считайте меня взрослым», «Ксения, любимая жена Фёдора» (оба экранизированы в 1974).

Широкую известность Александру Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия». Позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Георгием Товстоноговым в БДТ и (под названием «Заседание парткома») Олегом Ефремовым во МХАТе, где позже были поставлены все пьесы драматурга.

Жанр производственной драмы в творчестве Гельмана обрёл углублённую психологическую разработку («Обратная связь», 1978), черты комедийности («Мы, нижеподписавшиеся…», 1979; экранизация – 1981), мелодраматизм («Наедине со всеми», 1981).

Некоторые его работы выходят за пределы производственной темы. Яркий тому пример – пьеса «Скамейка» (1983). В 1984 году мхатовский спектакль Олега Ефремова по этой пьесе с Олегом Табаковым и Татьяной Дорониной стал громким театральным событием. А «Скамейка» до сих входит в репертуар многих театров.

В конце 1980-х годов Александр Гельман вместе с американским драматургом Ричардом Нельсоном принял участие в совместном проекте Американо-советской театральной инициативы (АСТИ). Драматурги, ранее не знакомые друг с другом, получили возможность, встречаясь в Москве и Нью-Йорке, написать пьесу сообща. Так был написан «Мишин юбилей», поставленный в Художественном театре и в США. В основу сюжета пьесы легли события августовского путча 1991 года.

В годы перестройки драматург вёл активную политическую деятельность. Был Народным депутатом СССР, входил в различные общественно-политические объединения. На протяжении многих лет занимался преподавательской деятельностью. Он также опубликовал сборник стихов и несколько книг эссеистики.

Автор
Наталия АЛЕЙНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе