Олег Даль: принц и солдат

"Ревизор.ru" – к 80-летию со дня рождения артиста.
Фото: fb.ru


Среди легенд, окружавших фигуру киноартиста Олега Даля, была и такая: он отдаленный потомок Владимира Ивановича Даля, составителя "Толкового словаря живого великорусскаго языка" 1863-1866 годов. Между ними даже находили фамильное сходство. Литературные способности Олега Даля приписывали тоже влиянию генов.


Все проще. Олег Иванович Даль появился на свет 25 мая 1941 года в подмосковном (тогда) Люблине, в семье выходца из Воронежской губернии, рабочего Ивана Жерко. Несмотря на пролетарскую профессию рабочего на Люблинском литейно-механическом заводе, Иван Зиновьевич был не чужд искусства. Во-первых, он музицировал и пел (что передалось его сыну). Во-вторых, в молодости ходил в театральную студию и писал заметки для газеты "Гудок", которые подписывал красиво: Даль. При замене паспорта в ходе всеобщей паспортизации Иван Зиновьевич вписал в документ придуманную фамилию. Говорят, его брат таким же образом назвал себя Дальским. Так у Олега Ивановича появилась звучная фамилия.

Олег Даль буквально фонтанировал талантами с юных лет. Он хорошо рисовал, писал, занимался в театральной студии и отдавал дань спорту – и на юношеских тренировках заполучил первые проблемы с сердцем, которые позже сыграют в его судьбе роковую роль. К моменту окончания средней школы Олег Даль" созрел" до подачи документов в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина – несмотря на сопротивление родителей и на легкую картавинку. Невзирая на этот "дефект речи", он поступил в авторитетный вуз, где учился вместе с Михаилом Кононовым, Виктором Павловым, Виталием Соломиным и получил первые опыты ведения первых в нашей стране игр КВН.


Олег Даль в фильме "Мой младший брат".
Фото: multiurok.ru


Олега Даля страна узнала по роли Алика в фильме Александра Зархи 1962 года "Мой младший брат" – по роману "Звёздный билет" Василия Аксёнова. На роли приятелей Алика и Димки выбрал исполнителей – Даля и Александра Збруева – сам писатель. Успех фильма у публики принес Далю известность и в кинематографической среде: он сыграл главные роли в картинах "Человек, который сомневается" и "Первый троллейбус" (оба – 1963 год), а великий Сергей Бондарчук звал Олега на пробы на роль Пети Ростова в "Войне и мире". Однако эти пробы Даль не прошёл. Что не помешало его дальше сняться в легендарном фильме Владимира Мотыля "Женя, Женечка и „катюша“". Функционеры от культуры этот фильм недолюбливали. А вот народ обожал!.. Другая звездная роль Олега Даля – тоже Женя (Соболевский) в фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика". После этого, казалось, блестящая карьера Олегу Ивановичу обеспечена, ибо на него посыпались предложения от ведущих режиссеров.


Олег Даль в фильме "Старая, старая сказка".
Фото: Яндекс.Дзен


Амплуа Даля на экране было несколько ирреальным. Самые любимые зрителем фильмы с его участием находятся не в поле "жизненной правды", а в некоем фантазийном пространстве. Это "Старая, старая сказка" по мотивам сказок Андерсена, где Олег Иванович изобразил находчивого и неунывающего Солдата, "Тень" по знаменитой пьесе Евгения Шварца, где артист сыграл два образа – доброго и наивного Ученого и ловкого интригана – его Тень, научная сказка "Земля Санникова"… Важнейшей, вероятно, для Даля работой был Шут в фильме Григория Козинцева "Король Лир". Образ Шута оценили не только и не столько советские, сколько зарубежные кинокритики, в особенности англичане. Им вторили шекспироведы. И уж что говорить о телефильме "Приключения принца Флоризеля" по приключенческим повестям Стивенсона!.. Это была замечательная история, не имевшая ничего общего с кинематографом социалистического реализма – и, видно, потому и запавшая народу в душу. Даль великолепно сыграл аристократа, который в погоне за острыми ощущениями и стремлением преобразовать мир заходит за опасную грань. Первоначальное название телепроекта было "Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы".


Олег Даль в фильме "Король Лир".
Фото: Яндекс Дзен


И только телефильм "Отпуск в сентябре" по остроактуальной тогда (да и сегодня не потерявшей ни идейного, ни художественного значения) пьесе Александра Вампилова "Утиная охота" выделялся из этого ряда обращенностью к весьма приземленной бытовой современной среде. На этом фоне Даль отлично раскрыл экзистенциальную драму современного мужчины в середине жизни. В каждой роли, даже самой сказочной, Олег Даль применял тот же прием, что в ранних, реалистических своих работах – наделял героя толикой себя. Возможно, потому и работал, что называется, на износ.

История принца Флоризеля оказалась одним из последних фильмов в творчестве Даля. Её премьера на экранах состоялась 12 января 1981 года. Артисту оставалось жить меньше двух месяцев…

Несмотря на все выше перечисленные достижения творческого плана, актерская (да и человеческая) судьба Олега Даля оставляли желать лучшего. Как актер он слыл "неудобным" работником – то ли потому, что пил, это, к сожалению, не секрет, то ли потому, что имел свой взгляд на вещи, на роли, на их трактовки, на прочтение образов. Кстати, "Землю Санникова" он не любил, несмотря на то, что зрители от этой эпопеи с ума сходили… Даль считался привередливым – зачастую отказывался от ролей. Многие думали, что у него характер скверный. А Олег Иванович просто был очень требовательным человеком – в первую очередь к себе. Он легко отказывался от проектов, которые считал халтурными – конечно, кому же это понравится…

В полной мере ответственное отношение к делу раскрывалось в театральной работе (которой, несмотря на "любовь" экрана к нему, Даль был больше предан). Но… в силу требовательности к себе и другим Олег Иванович часто спорил с режиссерами и менял театры. Он служил в театре "Современник" (где ему пять лет доставались только роли второго плана, кроме Васьки Пепла в пьесе "На дне" в инсценировке Галины Волчек). После окончания режиссёрских курсов ВГИКа, мастерской Иосифа Хейфица, перешел в Ленинградский драматический театр имени Ленинского комсомола. В семидесятые годы Даль отдавал больше сил кино, нежели театру – и только встреча с Анатолием Эфросом "вернула" его на сцену. В 1977-1978 годах Даль состоял в труппе Театра на Малой Бронной. Впрочем, с Анатолием Эфросом они работали и для кино, и для телевидения: режиссер предложил артисту роли в телеспектакле "По страницам журнала Печорина" (самого Печорина), "Острова в океане" и кинокартине "В четверг и больше никогда". И еще Олег Даль принимал участие в документальном телефильме "На стихи Пушкина", где декламировал стихи великого поэта и пел романсы на его тексты. Даль больше чем понимал стихи – он их чувствовал. Возможно, потому, что сам писал. Новые стихи Олег Даль часто показывал своему товарищу, тоже поэту и актёру, столь же "неудобному" человеку, "пьянице и хулигану" – Владимиру Высоцкому. Они и этот мир оставили почти одновременно…


Олег Даль и Владимир Высоцкий.
Фото: dubikvit.livejournal.com


Под самый конец жизни, в ноябре 1980 года, Олег Даль влился в труппу Малого театра, где единственный раз вышел на сцену в роли Алекса в спектакле "Берег" по роману Юрия Бондарева.

Как человек Олег Даль был, наверное, счастлив только в творчестве. В личной жизни ему не везло. В свое время много шуму наделал скандал на первой свадьбе Даля – с актрисой Ниной Дорошиной, которая, говорят, прямо от свадебного стола сбежала к Олегу Ефремову (а тот был женат и не собирался рушить семью, но отношения Дорошиной и Ефремова растянулись на много лет). Брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не протянул долго. Третий союз, с монтажёром Елизаветой Апраксиной, мог бы стать счастливым… но Олег Даль умер на кинопробах в картину "Яблоко на ладони" в киевской гостинице 3 марта 1981 года. Ему не исполнилось сорока лет. Жена говорила, что у него не выдержало сердце, которое барахлило с юности. Но злые языки упорно утверждали: дело в том, что Олег Иванович выпил, будучи, как в народе говорят, "зашит". Кто теперь знает, как обстояло дело – но Олег Даль ушел из жизни до обидного рано…   


Олег Даль в фильме "Отпуск в сентябре".
Фото: pulse.mail.ru


"Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь", - говорил об артисте Анатолий Эфрос, объединяя в нескольких словах и тяжелый характер Олега Ивановича, и его беспримерный талант. А писатель Вениамин Каверин сказал о нем еще точнее: "Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе". Потому, наверное, Олег Даль и запомнился всем советским телезрителям как принц и солдат.

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе