Мой родной Карабас-Барабас

Актриса Мария Аронова — о народном артисте СССР Владимире Этуше.
Фото: из личного архива Марии Ароновой


Сегодня нашему горячо любимому Владимиру Абрамовичу Этушу исполняется 95 лет. Я хочу пожелать ему жить, жить и жить! Я так люблю его, что словами этого не передать. На его спектаклях зал вскакивает и аплодирует стоя — настолько он любим и уважаем.

Первое появление Владимира Этуша в моей жизни, как, наверное, и у большинства людей моего поколения, связано с его ролью Карабаса-Барабаса в фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино». В детстве он внушал мне ужас, казалось, что страшнее никого быть не может.

На вступительных экзаменах в Щукинский театральный институт я столкнулась глаза в глаза с этим «страшным» человеком. Пожалуй, за исключением бороды, я увидела то же самое, что и на экране. Авторитетнее и мощнее личности я себе даже представить не могла. Студенты, поступившие в «Щуку», превращались рядом с ним в кроликов. Владимир Абрамович был ректором, и просто пробежать мимо него было невозможно. Требовалось обязательно остановиться, поздороваться.

Он не переносит халтуры, ненавидит в студентах фамильярность. В принципе я была немного к этому подготовлена — мой папа по характеру похож на Владимира Абрамовича. А мой гуру и учитель Владимир Владимирович Иванов очень многих своих студентов прикрывал, как курица крыльями, от Владимира Абрамовича. 

Этуш мог ударить кулаком по столу и сказать: «Нет, этот студент за свои провинности у нас учиться не будет!» И Владимир Владимирович, склонив голову, с умоляющим взглядом договаривался, чтобы студент остался. Но уж когда ты получал какие-то хвалебные отзывы от Этуша, то мог считать себя в шоколаде.

Прелесть «Щуки» заключается в том, что если ты вытащил счастливый билет и попал в Театр имени Вахтангова, то встречаешься на одной сцене с большим количеством своих педагогов. И как артист можешь оказаться в самой неожиданной ситуации. К примеру, твой персонаж может бить или ругать бывшего учителя. Поверьте, преодолеть это вчерашнему студенту крайне тяжело.

Много лет назад был выпущен спектакль «Дядюшкин сон», который поставил Владимир Иванов. Я играю там Марью Александровну Москалеву, а Этуш — Князя, которого я валандаю во втором акте, как хочу. Конечно же, это была для меня очень тяжелая история. Но во время репетиций произошел случай, который вывел наши отношения с Владимиром Абрамовичем на другой уровень. 

Однажды я приехала на прогон спектакля с сыном, посадила его в оркестровую яму. Ребенок сделал неловкое движение, и Владимир Абрамович на него отвлекся. Артист превратился для сына в огромного Карабаса-Барабаса, взиравшего на него сверху вниз. Как не описался ребенок — не знаю, но я тогда схватила Владимира Абрамовича за руку и сказала: «Прекратите пугать моего сына». Забрала его из оркестровой ямы и покинула сцену, что было недопустимо. 

В итоге набралась смелости и пошла в гримерку к Владимиру Абрамовичу принести свои извинения. Долго себя настраивала, постучала, вошла и… ко мне повернулось вот это лицо с огромными глазами, густыми бровями и выразительным носом. Я так зажалась, что вместо извинений сказала: «Знаете что, я вас больше не боюсь!» и — выбежала. Когда сделала несколько шагов по коридору, то вдруг услышала из гримерки гомерический хохот.


Представляете, что прошел этот человек?! Он — участник Великой Отечественной войны. Только вдумайтесь, что он видел за свою жизнь. Я со своими плясками — просто детский лепет по сравнению с ним. И он тогда так по-отцовски засмеялся…. 


С этого момента я была прощена, за что ему бесконечно благодарна. И кроме того, введена в круг близких людей и уже имела право подсказать ему текст или ответить на его шутку. Допустив к себе, он подарил мне настоящее счастье на сцене. Это продолжается до сих пор, и я чувствую его абсолютно отцовское отношение ко мне. Скажу вам честно, я второй раз в жизни испытываю подобное. Первый раз это случилось с Михаилом Александровичем Ульяновым, Царствие ему Небесное.

Когда мы выходим с Владимиром Абрамовичем на сцену, то у меня ощущение, что рядом со мной родной человек. Я знаю, как он отреагирует, что мне сделать, чтобы не раздражать его, или как помочь. Оказалось, что под личиной Карабаса-Барабаса живет очень нежный и тонкий человек, который, как и мой отец, чувствует мир кончиками пальцев. Оттого и надевает страшную маску, чтобы защититься.

Милый мой Владимир Абрамович, я желаю вам добра, счастья, здоровья. И я очень благодарна вашей жене. Лена — ангел-хранитель Владимира Абрамовича, огромное спасибо ей за то, что великий артист продолжает жить и работать.

Кстати, все мы сможем увидеть Владимира Абрамовича 6 мая, в его день рождения, на сцене Театра имени Вахтангова в спектакле «Бенефис», который был поставлен специально для нашего самого «кровожадного» Карабаса-Барабаса.


Автор — народная артистка России, актриса Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова 
Автор
Мария Аронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе