«Мне лучше всего в деревне живется»

Лидер группы «Алиса» Константин Кинчев — о приоритетах, желаниях и «природных явлениях».
Фото: alisa.net/Дмитрии? Локтев


2 ноября большим концертом одна из ключевых групп русского рока справляет 35-летие своего когда-то абсолютно безбашенного, а ныне вполне осмысленного существования. За исходную точку честно берется не первый альбом «Энергия», принесший «Алисе» всенародную популярность, а само рождение ленинградской команды, организованной Святославом Задерием. Тем не менее именно под предводительством москвича Кинчева, написавшего лучшие песни группы, она стала властителем дум многочисленной «Армии «Алисы» (так Кинчев назвал движение, которое у других звучит как «фан-клуб») и широкой аудитории, существующей вне красно-черных цветов ее знамен. 20 альбомов, не считая концертных записей и сборников, неизменное присутствие на острие жанра и отточенная, современная жесткость звучания — всё это «Алиса», празднующая юбилей. Накануне московского концерта «Известия» побеседовали с Константином Кинчевым.


— Концерт приурочен к 35-летию, но вряд ли вы станете зазывать гостей и создавать соответствующее настроение. Хотя бы дату как-то обозначите?

— Ну, каким настроением будет наполнен юбилейный концерт в «Олимпийском» 2 ноября сего года, смогут узнать только те, кто придет на это мероприятие. Так что велкам, как говорится.

— Вы не слишком любите осмысливать историю посредством сослагательных наклонений, но чего из имеющегося сейчас в вашем арсенале — личного опыта, технических возможностей, — вам не хватало, скажем, во время записи альбомов «Энергия» (1985) или «Для тех, кто свалился с Луны» (1993)?

— Так, сейчас скажу. Нам не хватало: классического Neumann U47 (микрофона. — «Известия»), двух 1176 ревизии А, четырех Distressors, 12 Neve 1073, ProTools HDX и Росса Робинсона за пультом, например.

— Для непосвященных поясню, что в вашем списке фигурируют разнообразные девайсы. А Росс Робинсон — саундпродюсер, работавший над звуком таких «тяжелых» групп, как W.A.S.P., Limp Bizkit, Korn, Sepultura, Slipknot. А если без учета технических средств — от чего, имевшегося в те годы, вы не отказались бы сейчас?


Фото: alisa.net/Дмитрий Локтев


— От всего того, что считал тогда и считаю сейчас главным. А еще от жизненного девиза: «Я хочу прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

— Давайте тогда о вечных ценностях: что, на ваш взгляд, кроме многочисленной «Армии «Алисы», ваша команда пронесла через все годы?

— Любовь и верность «Алисе». Правда, из основы в этой команде остались только я, Петр Сергеевич Самойлов и Юра Шлапаков. Юра крутит ручки пульта, Петр Сергеевич дергает струны бас-гитары, я ору в микрофон — всё так же, как и 35 лет тому назад. А самое важное, что у нас есть, — это наша музыка и наша армия. Мы вместе!

— Выросли на музыке Black Sabbath и The Rolling Stones. Какие-то ваши музыкальные приоритеты можно проследить в песне «Меломан». Какие относительно новые музыкальные открытия вызывают у вас интерес, а может быть, даже оказывают влияние?

— Я действительно вырос на The Rolling Stones и Black Sabbath с Ozzy. «Роллинги» и Оззи так и остались моими музыкальными приоритетами. Но на сегодняшний день впору говорить уже о нашем влиянии на новые музыкальные течения, нежели искать тех, кто мог бы еще чем-либо музыкальным нас удивить. «Алиса» слышала всё, впитала в себя многое, ну и кое-что свое подарила музыке. Имеющий уши да услышит.


Фото: alisa.net/Дмитрий Локтев


— Вам бывало обидно за каких-то своих друзей-коллег, чей талант оказался не полностью реализован или просто не был понят публикой?

— Я уверен, что каждый получает по своим желаниям. Получает ровно то, о чем мечтает. Это формула жизни, если хотите. «Просите, и дано вам будет». Не получили — значит либо просили плохо, либо не очень хотели получить.

— Кроме необходимости давать интервью перед крупными турами, есть ли еще какая-то не самая приятная для вас составляющая рок-н-ролльного процесса?

— Рок-н-ролл прекрасен во всех своих процессах. Это моя жизнь, и другой мне не надо.

— В свое время Мику Джаггеру задали вопрос: как он может писать песни из жизни простого народа, не спускаясь в метро. Звучание современной «Алисы» можно обозначить как «индустриальное», вы же предпочитаете жить вдали от мегаполисов. Каким образом вы черпаете информацию, сюжет и темы? Хватает ТВ и интернета?

— Странно. Сколько людей, столько и мнений. Знаете, недавно меня в одних высоколобых либеральных кругах как раз обвиняли в «почвенничестве», упрекали в «успокоенности и мещанском самодовольстве», в самоповторах. В задвиге на «природных явлениях»: огонь, ветер, гроза, дождь, молния, чад, солнце, звезды, луна, валуны, роса, хмарь, марево, сумрак, леса, озера, реки, окоемы, края, дороги... Вряд ли это можно связать с урбанистикой, и по ТВ о «природных явлениях» как-то не очень говорят...

Павел Зелицкий
Фото: alisa.net/Дмитрии? Локтев


— С недавних пор в «Алисе» играет новый гитарист Павел Зелицкий, и звучание группы претерпело серьезные изменения, так же как и у ДДТ, в котором Юрий Шевчук сильно освежил состав. Как Зелицкий вписался в команду?

— Пашка — это находка, уникальный гитарист! При этом еще и трудоголик. Он действительно заставил нас всех опять получать удовольствие от репетиций, а это дорогого стоит. Встречаемся ежедневно и играем по несколько часов. Очень неожиданно и радостно!

— В рамках тура вы бываете во многих городах, не так давно были в Таллине. Сильно все меняется в России и на просторах бывшего СССР?

— Мы действительно недавно были в Таллине. Таллин остался таким же уютным и милым городом, каким я его знал и раньше. Может быть, он стал чуточку больше провинциальным и несколько утратил заграничный флер, с которым он мной воспринимался много лет назад. Таллин мне нравится гораздо больше Хельсинки. Вот уж дыра дырой... А если говорить о Питере, то он сейчас стал абсолютно центровым европейским городом. Я очень люблю Питер. Мне в нем хорошо. Чего не могу сказать о Москве. Но всё равно, мне лучше всего в деревне живется...



СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Константин Кинчев (Панфилов) родился в Москве. Учился в Московском технологическом институте и Московском кооперативном институте. В 1984 году вошел в состав группы «Алиса». В начале 1986 года вышел первый альбом «Алисы» «Энергия» при участии Кинчева. В дискографии группы 20 альбомов, последний, «Эксцесс», создан в 2016 году.


Автор
Алексей Таманцев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе