Максим Никулин: дед о войне ничего не рассказывал, уходил от ответов

21 августа в Москве отметили день памяти Юрия Никулина, по-настоящему Народного артиста, потрясающего клоуна, мудрого, честного, надёжного, весёлого человека.

О его благородстве, душевной щедрости и любви к людям по сей день ходят легенды. Не счесть добрых дел, которые сделал Юрий Владимирович! И не счесть тех, кто благодарен ему, восхищается им, любит его…


Региональный общественный благотворительный фонд помощи артистам цирка "Цирк и Милосердие" создан в 1996 году Юрием Владимировичем Никулиным. В своё время Никулин очень много помогал артистам цирка, ветеранам.

В помещении фонда расположен музей, посвящённый жизни и деятельности великого клоуна и артиста, Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР Ю. В. Никулина. В День Памяти гостей музея встречал его внук Максим Максимович Никулин. Он работает заместителем руководителя отдела зарубежных гастролей в "Московском цирке Никулина на Цветном бульваре".

— Максим Максимович, часто случается так, что потомки не особенно трепетно относятся к наследию своих бабушек и дедушек: архивы, фотографии, дневники — забыты и пылятся на чердаках….

— В нашей семье, к счастью, это не так, мы продолжаем чтить память о дедушке и бабушке, сохранили для музея буквально всё.

— В музей отданы даже боевые награды Юрия Владимировича, а какая медаль была для него самой ценной?

— У него есть медали "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией", но из всех медалей есть самая главная, её подарили артисты-ветераны цирка.

Они собрали своё серебро, отлили награду и написали на ней: "За доброту и милосердие". Дедушка сказал, что эта медаль —  самая главная в его жизни.

Ему подарили её в день рождения на семидесятипятилетие, а на следующий год он ушёл. Вообще, дедушка никогда не стремился к наградам, у него их не так много.

— Юрий Владимирович Никулин много снимался в кино, какие фильмы с его участием нравятся вам?

— Я пересмотрел все фильмы, где он снимался, но не могу выделить какой-то один. Сейчас моя пятилетняя дочь смотрит эти фильмы, и она просто влюблена в "Кавказскую пленницу", правда не понимает, почему там прадедушка такой злодей. Военные фильмы ей показывать ещё рано. Но сам я люблю их смотреть, понимаю, что образы солдат и офицеров, которые Юрий Владимирович создал, по духу были ему близки.

Вообще, дед о войне нам ничего не рассказывал, причём папа пытался с ним поговорить, записать его воспоминания, но он всё время уходил от разговоров.

Когда отец работал, как журналист, с ветеранами, и записывал с ними интервью, то сделал вывод что тот, кто воевал и был в настоящих боях, тот не любит рассказывать о войне. А те, кто служили при штабах, наоборот, с удовольствием разглагольствовали о боях. Но, когда я захотел узнать больше о военном прошлом дедушки, просто прочитал его книгу "Почти серьёзно": там о войне всё написано скупо, но очень честно.

— Книгу "Почти серьёзно" до сих пор читают с огромным интересом, я сама перечитала её дважды. А у вас есть желание написать биографические воспоминания о вашей семье?

— А что я буду писать? Как мы играли с дедушкой и весело проводили время? Мой отец мог бы написать, но он говорит, что каждый раз, когда журналисты приходят на интервью и просят рассказать какой-нибудь эксклюзив, то он отвечает, что всё рассказано и пересказано.

Журналисты предлагают: "Давайте, придумаем какую-нибудь историю…" Зачем же придумывать? Смотрите его фильмы, цирковые представления с его участием, их полно в Интернете, читайте его книгу….

— А вашей бабушке было тяжело жить в тени такого знаменитого мужа? Мне кажется, что она принесла свою жизнь в жертву…

— Давайте, не будем называть это жертвой. Бабушка также выступала на арене вместе с дедом, ездила с ним на гастроли, ей хватало славы. Но самое главное хватало забот о семье, она чувствовала себя очень счастливой.

Единственный раз, когда Юрий Владимирович запретил что-то Татьяне Николаевне, это — принять приглашение Эльдара Рязанова сниматься в главной роли в фильме "Гусарская баллада".

В нашем музее есть её фотопробы на роль Шуры Азаровой, она там очень красивая, и по навыкам цирковым подходила. Но дедушка строго-настрого запретил ей сниматься в этом фильме, он много работал в кино и знал, что это такое. Сказал, что одного киноактёра на семью достаточно. Актёрам сложно сохранить семьи, а у Никулиных была очень дружная, сплочённая семья, которой Татьяна Николаевна дорожила. И потом, у неё был очень плотный гастрольный график, она объездила с цирком весь мир и выступала на самых престижных площадках, поэтому сказать, что она жила в тени своего мужа было бы несправедливо.

— А вы ездили вместе с дедушкой на гастроли?

— Я, хоть и "родился в опилках", и всё моё детство было связано с цирком, к сожалению, на гастролях с дедушкой не бывал. Когда я был маленький, он уже не работал, как артист. Гастролировать с цирком я начал позже. Если можно так выразиться, принял эстафету от Юрия Владимировича и по сей день продолжаю развивать цирковое искусство.

— Вопрос по поводу развития циркового искусства: как сейчас цирку выживать в таких не простых условиях? И как быть с зарубежными гастролями в условиях санкций?

— Из всех полноценных гастролей была Япония, но во время пандемии всё остановилось, и мы не знаем, будет ли дальше Япония с нами сотрудничать, так как она до сих пор находится в закрытом режиме.

Как таковых полноценных гастролей "Цирк Никулина" в последнее время делал мало, потому что это очень затратное и масштабное направление. И не все западные продюсеры стремились приглашать русских артистов.

С одной стороны, это правильно — показывать высокий уровень циркового искусства, но мы всё время отравляем часть артистов с цирковыми номерами в Германию, Францию, Голландию. У нас есть подписанные договора, не все отказались от сотрудничества, здравый смысл всё-таки преобладает. Поэтому, отвечая на ваш первый вопрос, как цирку выжить в непростые времена: продолжить работать, как и прежде, не опускать руки и не останавливаться.

Я считаю, в цирке главное — мастерство, нам не важно вероисповедание, не важен цвет кожи, для нас главное, насколько артист владеет профессией.

Мы сами иногда приглашаем к себе иностранцев, у нас были программы с итальянскими артистами, поэтому мне кажется, что цирковое искусство должно быть вне политики.

— А у вас было когда-нибудь желание эмигрировать?

— Нет. Зачем? Я закончил школу в 2006 году и думал, что буду работать в Москве юристом. Собирался поступать на юридический факультет, но летом пришел поработать к отцу, и он предложил мне поехать на месяц в Сыктывкар работать в "Шапито". Я так втянулся, мне так всё понравилось, что решил не связываться с юриспруденцией, а посвятить себя цирку. Можно сказать, что гены взяли своё.

Нас никто никогда не заставлял с детства работать в цирке, в семье нам давали свободу выбора и право решать самим, кем стать в жизни. Но мой отец всегда говорил, что "тринадцать метров арены" — это заколдованная цифра. Если ты попал в неё, и она тебя приняла, то уже не отпустит.

Но бывает, так что не принимает, происходит отторжение, что-то не идёт, не нравится, нет уверенности ни у арены в артисте, ни у него в ней.

У нас были даже спортсмены из большого спорта, они переквалифицировались в артистов цирка и работали на арене, но, к сожалению, долго не продержались.

Самая большая сложность в том, что профессиональные спортсмены заточены на выступления на соревнованиях, на Олимпиаде, например, всего один раз, чтобы показать высокий результат. А в цирке они сталкиваются с тем, что надо давать по три представления в день, с одинаково высоким результатом. А на гастролях, вообще, работать без выходных.

Новогодние ёлки тоже идут без остановки, и это, конечно, для многих "день сурка"… Колоссальная нагрузка, сложно и физически, и ментально. Происходит выгорание.

— И, наверное, можно добавить, что случаются травмы.

— У нас бывает такое, что артист упал из-под купола и поломался, и первое, о чём он спрашивает после наркоза: "Когда я могу выйти на арену?" Мы по-доброму называем их "сумасшедшими". Несмотря на поломки и травмы, артисты готовы выступать с больничной койки. Это люди, которые отдают себя цирку полностью.

— Кто у вас в цирке генерирует идеи? И насколько вы требовательный руководитель?

— У нас есть художественный совет и дирекция, мы все номера тщательно отбираем и обсуждаем. Сейчас до ноября в цирке идёт спектакль под названием "Почти серьёзно", он приурочен к столетию со дня рождения Юрия Владимировича Никулина. Идея спектакля вынашивалась пять лет, и мы очень долго шли к этому представлению, и это один из лучших спектаклей в мире.

Что касается придирчивости, то я знаю, какой должен быть результат, и мы стараемся к этому стремиться. Я не пытаюсь вторгаться в режиссёрскую работу или как-то влиять на режиссёра, который хочет воплотить своё видение от начала до конца.

Но скажу, что придумать можно всё, что угодно, а реализовать получается только половину, тут играют роль и финансовые возможности, и техническая оснащённость площадки. Самый придирчивый зритель в цирке — это ребёнок, но мы хотим, чтобы и взрослые, которые пришли вместе с детьми, забылись и перенеслись в детство, поэтому порой делаем невероятное.

Автор
Анжела Якубовская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе