Сознательно Западом не пахнет и в другом проекте, к которому причастен Шнуров. Гуляющий по интернету клип "Правда" со Шнуровым, Васей Обломовым и Нойзом ЭмСи эксплуатирует образы и тоску двух целевых групп: первая – это стебущиеся над приезжими снобы; вторые – приезжие, бродящие по сети, прикалывающиеся над самими собой. Есть еще третья группа, которая априори выносится за скобки проектов для массовой аудитории – критики. Припев в песне прост: "Любит наш народ всякое говно", что есть прямая цитата из песни Егора Летова "Беспонтовый пирожок".
Попробуем понять, что же любит наш народ, но уже не в клиповом пространстве, а в жизни?
Наш народ любит русский шансон. Но любит наш народ и другое (ограничимся в данном эссе российскими и постсоветскими бордюрами): "Гражданскую Оборону" Летова, "ДК" Жарикова, "Некрофилию" братьев Торч, "Ботву" Папы Раджа, "Сектор Газа" Хоя, "Коррозию металла" с Пауком, "Хуй Забей", Лаэртского и ялтинскую "Красную плесень" Яцыны Павла с Никой Морозовой. А также: Шнурова, Обломова, Гарика Осипова, Псоя Короленко и "Ляпис Трубецкой". Любой из перечисленных героев абзацем выше – это такая же обратная сторона Стаса Михайлова, как первые альбомы "Behemoth", "Satyricon" или прото-брейв ван-мен-бенда "Burzum" – "бессознательное" группы "Kiss".
Как к этому относиться?
План А (Абзац): обратная сторона русского шансона – это данность, ничего не изменить. План Б (Бодрячком): обратная сторона русского шансона – это обратная сторона русской классики (начиная с Чайковского и заканчивая Шнитке). Последняя утопическая версия указывает на возможные изменения, альтернативу, истинный музыкальный ринг: классический мир неуемного потребления русского шансона против русской классики (элиты) и ее обратной стороны (пролетариев-интеллектуалов); Псой Зангиев и Гайл Стравинский против толп гугов, моноклонов, гогов и магогов. Immortal combat!
В поле дождик бродил живой
Ковылял по щекам ледяным
Поднимал в последний неравный бой
Тех, кто погиб молодым.
Вырывал из несбыточных снов,
Вырывал из некошеных трав
Поднимал горемычных своих сынов,
Весел, печален и прав…
Но что может предпринять оппонент (классический русский шансон) относительно Плана Б?
Во-первых, необходимо переобучение. Продюсер и шансонье, чтобы удержаться на рынке досуга для синтетического среднего класса (элита + пролетарии-интеллектуалы = синтез), обязаны изучить комбинации рычажков и кнопок, с помощью которых можно осуществлять супер-приемы, наподобие превращения противника в падучую корову. (Секрет приема: удерживать клавиши 1, 2, 3, 4, затем А, А, Д, Т.)
Во-вторых, необходима ориентация на современные технологии. Трэш-дендисты утверждают, что в айфонах нет места русскому шансону. Каждый уважающий себя шансонье должен опровергнуть это мнение. Каждый уважающий себя шансонье должен воспевать такие темы, как модернизация, нано-технологии, искусственный интеллект, электронная демократия, роботы с сердцем и душой (к примеру, "Электроник возвращается, Электроник всегда с тобой, или Невероятные приключения Электроника против банального мочилова Терминатора"). Каждый уважающий себя шансонье должен участвовать во всех государственных конкурсах, которые направлены на популяризацию математики, топологии и освоения космоса.
В-третьих, необходима взвешенность. Взвешивать – это значит обдумывать; уважающий себя шансонье обязан думать. Думать – это значит иметь цель, предполагающую занозу мысли. Вытащить занозу = прийти к цели. Следовательно, необходим план. Ни одно разумное действие не создается без плана, без него действие обречено на провал. Создавая шансон-объект искусства, не мешает думать о его дальнейшей судьбе, делать прогноз на будущее. Как потомками будет воспринято то, что делается сейчас? Мог бы, не чуждый идеям анархизма Казимир Малевич представить, что на его черном, красном и белом квадратах могли бы появиться свастики, ничего общего не имеющие с солярным буддийским символом? Не предугадал, а замысел оказался искажен, чужие идеи адаптированы к собственным нуждам, получен относительно новый арт-продукт. Взвешенность, однако, не предполагает уход в аскезу. В мышлении надо быть свободными. Шансонье обязан быть и Леонардо, и Лермонтовым, и Марселем Дюшаном, и Давидом Бурлюком.
Псой Зангиев и Гайл Стравинский должны быть готовы к подобным эффектам, хотя вряд ли они возможны. Эффекты гипотетичны, т.к. в русском шансоне нет симпатичных отрицательных персонажей, гениев злодейств, способных на подвиг души и мозга. Чарующие образы Бонни и Клайда, блестящего ума Европы профессора Мориарти, Мишеля Пуакара, сыгранного Бельмондо, – чужды русскому шансону. В нем нет места персонажам, обсуждающим на досуге Витгенштейна, логический позитивизм и деконструктивизм, вроде Ворона из "Одиночества 12" Арсена Ревазова.
Утопия Плана Б вполне мыслима, вполне осуществима.
Артур ВАФИН
liberty.ru