Как это было без врранья (из цикла «Мгновеники»)

Экспонаты, которые теперь восхищаются моими стихами для детей и ужасаются моими стихами не для детей, работали тогда редакторами в средствах массовой информации, заказывая разгромные рецензии на все мои рукописи.

Раз в десять лет книжечку моей лирики, не более трёх печатных листов, пробивали в одном и том же издательстве поэты Владимир Цыбин, Анатолий Жигулин и редакторы Евгений Елисеев, Игорь Бузылёв, которые были членами худсовета. Они буквально сражались за каждое моё стихотворение, поскольку я была в "чёрных списках" за всё и за всё остальное. Эти чёрные списки составляли сами писатели, которые знали, как надо родину любить, а потом узнали, как надо родину ненавидеть, чтобы стать европейцами, либералами, демократами, жертвами диктаторского режима и "оков тоталитаризма". Время от времени они сочиняли инструкции: что является советским, а что антисоветским, и ставили подпись "Редколлегия", "Литератор", "Редакция".

Один из моих друзей иногда писал сценарии мультфильмов для детей на телевидении, чаще это были инсценировки произведений классики. Он "пробил" мой сценарий по стихотворению "Пони бегает по кругу", а прекрасный, очень тонкий, поэтский режиссёр Атаманов снял по этому сценарию мультфильм, где мои стихи поёт чудесная Елена Камбурова. Но чёрные списки сработали, и этот фильм очень редко включали в программу телепоказа: чтобы в эту программу попасть, надо быть "своим среди своих". Однако, мой друг сказал: "Не обращай внимания на мелкие гадости, жизнь коротка, искусство – вечно, сказочную историю напиши со своими стихами для вечных детей, которые – в каждом из нас". И я написала "Большой секрет для маленькой компании", где было одиннадцать стихотворений. Тут и распахнулся ящик Пандоры со сказочными кошмарами.

На мультстудии телевидения сказали, что сценарий берут, но на такие стихи должен сочинять музыку настоящий композитор, а не Сергей Никитин, который консерваторию не кончал, и вообще у Никитиных пение не профессиональное. Я сказала, что ни Орфей, ни Эдит Пиаф консерваторию не кончали, а музыку для этого мультфильма лучше всех напишет Никитин. Ну, тогда, – сказали мне, ваш мультфильм не получит нигде никаких премий, а режиссёром будет не знаменитый и не лауреат. Я мгновенно согласилась! И Сергей Никитин написал музыку, песни на мои стихи о больших секретах.

Но поехали Никитины отдыхать в какой-то лагерь академгородка, спели там на концерте "Собака бывает кусачей", "Но только лошади летают вдохновенно" и другие стихи из "Большого секрета", а Сухарев Дмитрий сказал им, что эти песни плохие, они провалятся, никогда не станут шлягерами, потому что в моих стихах нет песенной драматургии! Никитины очень расстроились, пришли ко мне и сказали, что надо срочно внести в мои стихи песенную драматургию. Но я им объяснила, что не песни пишу, а стихи, в том и суть – не песни на слова, а стихи – для книг, всё мироздание – Книга, в которой музыка сфер. Естественно, эти стихи вошли в мои книги, а песни "Большого секрета" не провалились никуда, и слава Богу они не шлягеры с "песенной драматургией", а поэзия в чистом виде. "Большой секрет для маленькой компании" не получил никаких премий, очень редко его показывают по телеящику, не вошёл он в дежурную программу, из него вырезали песню на стихи "Хохотальная путаница", редактор сказал, что не хочет из-за меня вылететь с работы, теперь он знаменит – как жертва советской диктатуры и борец с "оковами цензуры".

А на худсовете, когда был первый просмотр этого мультфильма, один режиссёр, лауреат множества премий, стонал от возмущения: – Какая мелкая идея "Ах было б только с кем поговорить!" И вот это мы предлагаем советским детям? Им разве не с кем поговорить?

Этот лауреат ни сном, ни духом не ведал, что множество страданий, психологических травм, навязчивых страхов, агрессий, безволия, самоубийств – от того, что не с кем поговорить! И в этом смысле дети, взрослые, даже целые страны остро нуждаются в скорой помощи, имя которой "Ах, было б только с кем поговорить!"

Жизнь – это великолепное путешествие, главное – не врать, не сдаваться натиску "общественных мнений" и не сдавать священные смыслы Жизни в обменный пункт барахла, – таков мой личный "Большой секрет для маленькой компании"


ОГРОМНЫЙ СОБАЧИЙ СЕКРЕТ

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей,
Только от жизни собачей
Собака бывает кусачей!

Собака хватает
Зубами за пятку,
Собака съедает
Гражданку Лошадку
И с ней гражданина Кота,
Когда проживает
Собака не в будке,
Когда у неё завывает
В желудке,
И каждому ясно,
Что эта собака –
Кру-у-у-глая сирота.

Никто не хватает
Зубами за пятку,
Никто не съедает
Гражданку Лошадку
И с ней гражданина Кота,
Когда у собаки
Есть будка и миска,
Ошейник, луна
И в желудке сосиска.
И каждому ясно,
Что эта собака –
Не круглая сирота!

Собака несчастная –
Очень опасна,
Ведь ей не везёт
В этой жизни
Ужасно,
Ужасно, как ей не везёт!
Поэтому лает она,
Как собака.
Поэтому злая она,
Как собака.
И каждому ясно,
Что эта собака
Всех без разбору
Грызёт!

Прекрасна собака,
Сидящая в будке!
У ней расцветают в душе
Незабудки,
В желудке играет кларнет!
Но шутки
С бродячей собакой бездомной
Опасны, особенно
Полночью тёмной, –
Вот самый собачий,
Вот самый огромный,
Огромный Собачий Секрет!

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачьей,
Только от жизни собачьей
Собака бывает кусачей!



БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ

Очень многие думают,
Что они умеют летать:
Очень многие ласточки,
Лебеди очень многие.
И очень немногие думают,
Что умеют летать
Лошади очень многие,
Лошади четвероногие!

Но только лошади
Летать умеют чудно, -
Очень лошади прожить без неба трудно!
И разве стаи белокрылых лебедей
Грустят, как стаи белокрылых лошадей?

Но только лошади летают вдохновенно!
Иначе лошади разбились бы мгновенно.
A разве стаи лошадиных лебедей
Поют, как стаи лебединых лошадей?

Очень многие думают,
Что секретов у лошади нет –
Ни для большой, ни для маленькой,
Ни для какой компании.

А лошадь летает и думает,
Что самый большой секрет –
Это летание лошади,
Нелётных животных летание!

Но только лошади летать умеют чудно,–
Очень лошади прожить без неба трудно!
И разве стаи белокрылых лебедей
Грустят, как стаи белокрылых лошадей?

Автор
Юнна Мориц
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе