Иван Васильев: «Я против пошлости на сцене»

Звезда балета и хореограф — о сказках, Новом годе и о том, как усидеть на двух стульях, танцуя без перерыва.
Фото: Чарльз Томпсон


Премьер балета Михайловского театра, приглашенная звезда Большого театра, заслуженный артист России, а теперь еще и хореограф Иван Васильев 19 декабря представит в Кремле собственный балет «Рождественская история». Накануне столичной премьеры «Известия» поговорили с артистом и расспросили его о новогоднем спектакле, семейных традициях и узнали о секрете миротворца и дипломата.


— В Большом театре в новогодний вечер идет «Щелкунчик». Что обычно дают в Михайловском 31 декабря?

— В преддверии Нового года в Михайловском театре всегда устраивают праздник для зрителей — либо спектакль с мировой оперной звездой или звездой балетной сцены, либо симфонический концерт с приглашенным известным дирижером.

— Премьера балета «Рождественская история» в вашей постановке состоялась в Михайловском театре 31 декабря прошлого года. Возможно, этот балет нарушит традицию концертных программ и станет постоянной новогодней сказкой для зрителей?

— Честно говоря, мне кажется, традиция не была нарушена. Но если говорить о моем первом полноформатном балете «Рождественская история», то тут вы правы, моим желанием было создать чудесную сказку для детей и взрослых — альтернативу «Щелкунчику». Я с раннего детства знал эту историю о скупом одиноком Скрудже, которого в ночь на Рождество посещают три духа прошлого.

Жадный старик понимает, что, променяв любовь и тепло человеческого общения на деньги, он сделал свою жизнь бессмысленной. Но в волшебный праздник Скрудж получает шанс исправить свои ошибки. Для меня это произведение Диккенса — очень прочная ассоциация с Рождеством и Новым годом.

— Как принимал зритель эту постановку?

— Перед началом я очень волновался, и не только за себя, как обычно, потому что выступать в двух ипостасях — артиста и хореографа — трудно и ответственно. Переживал еще за артистов и за всю постановочную команду. Но все волнения были напрасны. Во время спектакля нам очень помогали зрители. Принимали спектакль очень тепло, аплодировали, а некоторые малыши пытались встать с кресел и начать подражать духам из сказки. И, конечно, я был приятно удивлен моему зрителю, который читал эту не самую известную повесть Диккенса.

— Откуда вы это знаете?

— После просмотра «Рождественской истории» многие поделились своими впечатлениями. Они заметили, что моя интерпретация сказки схожа с самой книгой.

— Такого балета, как «Рождественская история», не существует. Почему вы решили создавать собственный спектакль с нуля, не взяв готовый, известный балет?

— Я всегда хотел ставить собственные балеты. А кому-то подражать, кого-то копировать мне не нравится, это не мое.

— Как появилась музыка в балете? Кто помог вам выстроить музыкальную ткань спектакля?

— Для меня музыка в балете очень важна. Я иду от музыки, создавая хореографию. В этой истории все совпало. Мне очень хотелось поставить новогодний балет, я вспомнил прекрасную повесть Диккенса, которую знал с детства, и музыка сама нарисовалась в голове. Оставалось только прочувствовать ее и выразить историю танцем. На мой взгляд, музыка Петра Ильича Чайковского идеально подошла «Рождественской истории».

— Как вам удается совмещать исполнение главной роли в балете и работу постановщика?

— Тяжело, но я справляюсь. Есть ассистенты. Особо для меня ценно мнение прекраснейшего педагога Михайловского театра Эльвиры Хабибуллиной.

— Со своими артистами вы строги? И можно ли хорошим, добрым отношением в работе добиться высокого результата?

— Я требователен, но не строг. Я стараюсь собрать единую по духу и высокопрофессиональную команду. И в этом случае да — можно хорошим и добрым отношением добиться высокого результата.

— Вам не хотелось создать собственную балетную труппу, обрести свой театр? Или вы думаете, что это невозможно по причине высокой конкуренции с прославленными театрами?

— Есть такое желание. Будем работать над этим. Нет ничего невозможного.

— Вы чувствуете в себе силы стать востребованным балетмейстером?

— Да.

— Вы были самым молодым премьером за всю историю Большого. Как вам кажется, почему театр не дорожил такими кадрами?

— Театр всегда дорожит «своими» кадрами.

— Разные артисты покидали Большой, но уход ваш и Натальи Осиповой в 2012 году стал шумным событием. Может быть, последовала череда интересных предложений?

— Предложения есть и были всегда. Это не может меня не радовать. И мне интересно все — как премьеры в Михайловском, так и постановки в других театрах. Но, кроме того, я также продолжаю ставить и выпускать балеты и готовить номера в собственной хореографии.

— После скандала в Большом вы ощутили повышенный интерес к своей персоне?

— Конечно же, повышенное внимание было, но оно скорее мешало.

— Как вам удалось сначала громко уйти из Большого, а позже вернуться «приглашенной звездой»? Вы быстро забываете обиды?

— Обид никаких не было. Это же работа, а мы все профессионалы своего дела.

— Ваш коллега Сергей Полунин решил завоевать Голливуд, снялся в картине «Убийство в «Восточном экспрессе». А вы не думаете о кинокарьере?

— В жизни все может быть. Мне всегда интересно все новое и еще мной не изведанное.

— Не поэтому ли вы снимались в клипе певицы Валерии?

— В этой работе меня привлек интерес к ее творчеству. Ну и хотелось попробовать что-то новое.

— Как вы относитесь к спорным постановкам, таким как «Нуреев» в Большом театре?

— Я за хороший балет, поставленный в русских традициях.

— Что, на ваш взгляд, неприемлемо на сцене, в театре?

— Я не приемлю, когда пытаются удивить только ради спецэффекта, который в итоге ничем не оправдан. И еще я против пошлости на сцене.

— Как вы обычно празднуете Новый год и Рождество?

— Эти праздники семейные. Поэтому отмечаю их только в кругу самых близких. И на этот раз все будет исключительно по-семейному и традиционно.

— Какое желание загадает Иван Васильев под бой курантов?

— Желание в новогоднюю ночь я загадываю всегда. Но какое именно — секрет. Иначе не сбудется.

Автор
Зоя Игумнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе