Елена, дочь Анатолия Папанова: «Благодаря папе я была первой модницей института»

Сегодня минуло 90 лет со дня рождения знаменитого актера. Мы вспоминали о нем вместе с его дочерью, актрисой Театра им. Ермоловой Еленой Папановой.

- Елена, хочется вашего отца вспомнить через замечательные фильмы, в которых он играл. Вот, например, «Время желаний». Там его герой, интеллигент Лобанов, страдает от эгоистки-жены. Это же фильм о том, как сделать близких счастливыми или наоборот. Ваш папа умел сделать вас счастливыми?

-Уже одна только мысль, что маме или мне может быть плохо, заставляла его страдать. Он был однолюб, они с мамой прожили почти 43 года, и он старался прежде всего обеспечить ее материально. Приносил маме все деньги, а она ими распоряжалась. Папа шутил, что он стена, за которой ей уютно. Любил удивлять, вот только сокрушался, что с цветами все у него предсказуемо - артисту их дарят почти каждый день, и он их, конечно, нес домой. А вот из поездок что-то обязательно привозил. Мне - сначала игрушки, потом, когда я стала девушкой, - красивую одежду. Такую, что я была главной модницей в институте благодаря папе. Помню, как он мне из Италии привез сапоги на платформе - самый писк был. А еще юбку и батники - это рубашки такие, с планкой. В Москве, в Советском Союзе такое нельзя было купить. Так папа был счастлив еще больше, чем я. Сиял, видя, как я радуюсь.

- В фильме «12 стульев» его герой (Киса Воробьянинов) брильянты тещины искал. А как ваш отец относился в жизни к материальным благам? Машина, дача, хрусталь с коврами?

- Машина была, и не одна. Сначала он купил за символические деньги списанную из воинской части «Победу». Потом - «Волгу», с оленем, 21-ю. Потом приобрел себе 24-ю «Волгу», «Жигули». Так что аскетом он не был - любил красивые вещи. Но и не стяжательствовал.

- В мультике «Летучий корабль» Папанов озвучивал Водяного, который пел: «Я водяной, я водяной, никто не водится со мной…» Как у него отношения складывались в реальности - в театре, с друзьями?

Елена Папанова стала известной в стране после роли в сериале «Школа».

Фото: сериал «Школа».

- Папа был человек довольно скрытный. У него почти не было друзей. В последнее время он поддерживал отношения только с Виктором Мережко. Еще были у него два друга-одноклассника, оба - художники. Но встречались они, может быть, раз в пять лет. И перезванивались редко. А так, чтобы вместе в баню, на рыбалку, у него такого не было. Он был одинокий волк. И далеко не тусовщик. Приятелей много было, особенно таких, которые хотели иметь с ним знакомство, а настоящих друзей - нет. Я таких не знаю. Семья и театр - вот этим он жил.

- «Любовь моя, печаль моя» - здесь он сыграл звездочета. Верил ли он в Бога? Или, может, в приметы?

- В приметы верил, да. Он же актер, а актеры почти все верят в приметы. На роль сесть, если упала, - это непременно. А вот вера в Бога… Он ни с кем не откровенничал на эту тему, но я думаю, верил. Потому что, когда мы ехали мимо церкви, он крестился. Однако, кажется, его веру подкосила смерть его матери. Он мне тогда сказал: «Я Его просил-просил, чтобы мама осталась жива, но Он меня не слышал…» Так что нельзя сказать, чтобы он был такой уж воцерковленный человек, скорее у него со Всевышним были свои, личные отношения.

- «Дом, где разбиваются сердца» (телеспектакль). Что могло разбить ему сердце, в чем видел смысл жизни, учил ли вас?

- Предательство близких людей наверняка разбило бы ему сердце. О смысле жизни он не особенно распространялся - не любил философских разглагольствований. Когда я поехала в первые свои гастроли, в Сибирь - Кемерово и Томск, - у меня как раз роман с моим будущим мужем начинался. И я скучала сильно! Написала домой жалобное письмо, мол, заберите меня отсюда. И папа мне прислал большой такой, развернутый ответ. Такое напутствие на всю жизнь. Я его храню. Много чего он мне там написал. Например: если ты хочешь быть актрисой, надо учиться жизни - а это тебе не курорт, надо смотреть по сторонам, наблюдать, а не плакаться о трудностях.

- Вы своему внуку показываете «Ну, погоди!», где Анатолий Дмитриевич озвучивал волка?

- Показываю! Поначалу, годика в три, он его очень любил! А сейчас внуку пять, и он сходит с ума от «Трансформеров». Малыш понимает, что в «Ну, погоди!» у Волка голос его прадедушки. Но он же еще маленький! Думаю, время пройдет - и внук снова полюбит этот ­мультфильм.

- Как вы обычно отмечали дни рождения Анатолия Дмитриевича?

- Его родители приезжали, сестра с мужем, их двое детей, мамины родственники - близким кругом собирались. Готовили ему рыбу обязательно - отец предпочитал рыбу, но по-простому, без изысков. Вообще папа любил, когда его поздравляли близкие.

Анна БАЛУЕВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе