Что тебе снится, крейсер «Аврора»?

В новом статусе «Аврора» сможет участвовать в парадах и принимать официальные делегации.

Ветераны ВМФ предложили переделать легенду революции в еще один символ империи.

Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ предложил вернуть легендарный крейсер «Аврора» в состав ВМФ, поставить на него двигатели и сделать представительским кораблем президента по аналогии с Президентским полком. В новом статусе «Аврора» сможет участвовать в парадах и принимать официальные делегации. По словам председателя клуба Игоря Курдина, соответствующее предложение было отправлено Владимиру Путину, а тот поручил проработать этот вопрос министру обороны Анатолию Сердюкову. Ранее крейсер был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея, который не имеет ни средств, ни возможностей содержать корабль, что не могло не сказаться на его состоянии.

Очень изящное, на мой взгляд, решение. Тут есть несколько аспектов, заслуживающих внимания. Во-первых, поистине легендарный корабль, ветеран двух войн и символ некогда могучей империи, получит шанс начать новую жизнь. Думаю, не надо лишний раз напоминать, что статус музейного объекта вовсе не гарантирует его сохранности. Примеров тому масса, а военное судно с таким боевым и историческим прошлым осталось одно. К чему-то, что имеет статус президентского, смею надеяться, отношение будет более трепетное. Уверен, на этот проект не пожалеют денег. Все будет восстановлено и отделано по высшему разряду. Если это продлит жизнь старому кораблю, это здорово.

Во-вторых, сейчас снова в моде ретро. Все эти реновированные старые автомобили, старые имения в классическом стиле. Это шик и это стильно. Путин, как мы знаем, поклонник классического и ретро-стиля. У него даже есть раритетная «Волга» ГАЗ-21. Поэтому, оставляя в стороне все исторические коннотации, надо признать, что идея очень красивая. Старинный крейсер, начиненный современной электроникой, но при этом сохранивший свой исторический антураж начала ХХ века, — это очень стильное ретро. К тому же это весьма символично. Это связь времен, преемственность — от царской империи к новой Российской империи. Это очень грамотный пиар-ход.

Но есть и третий момент, вытекающий из первых двух. Получив представительский статус, «Аврора» окончательно перестанет быть символом революции и снова станет символом империи, которую так старательно пытался разрушить вождь мирового пролетариата. Кто-то может сказать, что власть снова подталкивают к десакрализации революционных символов, священных для значительного числа россиян. К этому надо отнестись с известной долей скепсиса. Подозреваю, что те, кто задумал и поддержал эту идею, действительно видят в этом некий акт десакрализации. Но я уверен, что в отношении революционных символов этот процесс уже прошел. Уже давно никто не ходит с пионерским трепетом ни в мавзолей, ни на «Аврору». Отношение в обществе к этим символам изменилось и стало нейтральным. На той же «Авроре», как мы все помним, золотая молодежь устраивала свои тусовки с фейерверками и купаниями. Людей это злило, но не потому, что оскверняют символ, а потому, что зажравшаяся публика отвязно веселится на музейном объекте в центре культурной столицы. Даже тема захоронения Ленина уже не так актуальна. Лежат эти останки на Красной площади и лежат, никому до них нет дела, никто на них молиться не ходит. Рядом устраивают концерты, катаются на коньках, пьют шампанское на Новый год и едят блины на Масленицу. Если операция с «Авророй» и будет иметь какое-то значение в плане десакрализации имени Ленина, то только в качестве последнего гвоздя в гроб вождя мирового пролетариата.

Замечу, однако, что новая российская власть, в основе которой забит кагэбэшный стержень, весьма охотно идет на десакрализацию революционно-ленинских символов, а вместо этого пытается сакрализовать товарища Сталина. Вспомним хотя бы проект «Имя России», который едва не закончился победой отца народов. А на каком месте был Ленин? Вспомним строки из сталинского гимна, появившиеся после ремонта вестибюля московской станции метро «Курская». Вспомним «автобусы победы» с портретами генералиссимуса. Это и понятно: Сталин идейно близок этой власти. В отличие от Ленина, он не глобалист, а, напротив, сторонник железного занавеса и строительства социализма в отдельно взятой стране. Он символ жесткой руки и архитектор вертикали власти. Власть легко пойдет на развенчание и десакрализацию чего угодно, что связано с революцией и Лениным, но к фигуре Сталина, думаю, нас не подпустят еще очень долго.

АВТОР: ДМИТРИЙ ОРЕШКИН

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе