Арабеск онежской чайки

На этом снимке из нового цикла Владимира Лашкова в окружении недвижимых вод Онежского озера видим мы чайку, стоящую на камне в удивительной позе, похожей на балетный арабеск: одна лапа (так и хочется сказать – нога) грациозно отведена чуть назад. Шедевр называется «Равновесие» – снято во время недавней экспедиции студийцев ярославского «Руссара» в Карелию.


– Птица знает, кому позировать! – пошутил мастер намедни в день своего 60-летия, когда на вернисаже друзья призвали Владимира Ивановича к ответу: дескать, рассказывай, как удалось тебе уговорить птицу вольную позировать, да ещё на одной лапе. Пришлось автору признаваться, что балерина оказалась на редкость капризной и согласилась выполнить нужное «па» только в самом конце почти трёхчасовой фотосессии.

«Поймать мгновение» руссаровцы все, от мала до велика, – большие мастера. Если исходить из главного творческого принципа Лашкова «У нас каждый снимает так, как ему душа подскажет», то сразу и понятно, откуда берутся в этой единственной на весь Ярославль обучающей фотостудии классные портретисты, наблюдательные природолюбы, лёгкие на ногу репортёры.

Добросердечия, редкостной по нынешним временам способности радоваться успехам других – этого Лашкову на всех хватит. Но то, что его ученики и единомышленники умеют всяк по отдельности, умудряется мастер олицетворять собственной персоной. И это без очков видно на его персональной выставке, открытой к круглой дате во Дворце культуры «Судостроитель». На планшетах там – многожанровая ретроспектива лет за тридцать, что миновали с той поры, как фотолюбители судостроительного завода при хозяйской опеке дирекции открыли студию «Руссар».

Уважили этим логотипом хорошо послуживший и проф­ессионалам отечественный широкоугольник с его репутацией «всевидящего». Со всего города пошёл народ туда на огонёк к воспитаннику проф­техучилища № 31 по специальности «фотография», выпускнику физмата пединститута, бесстрашному и неутомимому горному туристу Владимиру Лашкову – такие же, как он сам, очарованные странники Юрий Тархов, Алексей Зайцев, Всеволод Ссорин, Алексей Гриднев, Расим Фарвазитдинов, а за ними ещё целое поколение студийцев.

В его всевидящем объективе мир – как он есть, его свет и тени, вечные ценности и быстротекущие «мелочи жизни»: белое безмолвие высокогорных ледников, кипение страстей на трассе мотогонок, выверенные ритмы свадебной прогулки «с ветерком» по город­ским улицам. Лашков снимает корни дерева, намертво вросшие в бетон, эдельвейсы на голых скалах, последних бабочек на цветах в октябре. Запустение на церковном подворье видим мы глазами его седо­власой героини – пришла на развалины храма своей молодости…

Судя по выставке, его и теперь, как мальчишку, тянет повыше забраться, подальше залететь и заплыть, подкараулить то, чего не видел никто и никогда, вроде той онежской жеманницы чайки. Вот сколько причин сошлось, одна уважительнее другой, чтобы сегодня мы давнему автору «Северного края» Владимиру Лашкову крепко пожали руку.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе