«Звуки Му»: 25 лет

На закрытом юбилейном концерте одной из главных групп московского рок-андеграунда, организованном медиагруппой «ЖV!» в клубе «Маяк», многие ждали появления одного человека — Петра Николаевича Мамонова, хоть это и было бы чуду подобно. Выпустивший последний альбом под шапкой «Звуки Му» в 2005 году, Петр Мамонов в свое время проигнорировал 20-летие группы и вообще отошел от концертных выступлений, сосредоточившись на духовной жизни в отшельничестве и съемках в кино.

© Евгений Гурко 
 Слева направо: Алексей Бортничук, Павел Хотин, Александр Липницкий, Алексей Павлов  

Чуда в очередной раз не случилось: 25-летие отпраздновали остальные участники первоначального состава — Александр Липницкий, Алексей Бортничук, Павел Хотин и Алексей Павлов, их друзья, приглашенные журналисты и завсегдатаи клуба «Маяк». Программа (помимо фуршета) включала: показ фильма «Темный Му» (2005) и музыкальной телепередачи редкой записи «Программа А», посвященной распаду группы (1989); выступления групп Upstairs, «Ривущие струны», «Центр» и «Отзвуки Му», в которой за Мамонова хиты «ЗМ» обычно исполняет отсутствовавший на юбилее Артемий Троицкий. Поэтому сет «Отзвуков», называемых участниками «шуточным коллективом», превратился в джем-сейшн, где понемногу солировали все — и клавишник Павел Хотин, и гитарист Алексей Бортничук, и духовик Александр «Фагот» Александров, а также друзья музыкантов — Василий Шумов («Центр»), Герман Виноградов («Гроздья виноградовы») и Юрий Орлов («Николай Коперник»).


© Евгений Гурко 

 Александр Липницкий  



В разгар праздника корреспондент OPENSPACE.RU задал участникам группы и ее друзьям, вышедшим на сцену юбилейного концерта, два простых и в то же время сложных вопроса: 

1. Какое отношение вы имеете к группе «Звуки Му»?
2. Выделите одну песню из репертуара группы?


Александр Липницкий, бас-гитарист «Отзвуков Му», промоутер

1. Я был одним из пятерых человек, начавших делать «Звуки Му» в 1984 году. Мы были старшими с Мамоновым, поэтому большая часть работы легла на наши плечи. С другой стороны, музыкальная часть работы во многом пришлась на Павла Хотина, который был моложе и примкнул к группе чуть позже. Я думаю, в нашей группе все уравновешено. Поэтому на вопрос «А почему группа иногда играет без Мамонова?» я бы ответил вопросом: «А почему Мамонов без группы — за 20 лет — не написал ни одного хита?» Значит, это было что-то общее.

2. Правильно говорил Леша Бортничук, что в первую очередь «Звуки Му» — уникальная компания людей, которая родилась и жила в центре Москвы. Он исчез вместе с распадом Советского Союза и воцарением Лужкова, поэтому ничто не повторится. Мы росли в саду «Эрмитаж», гуляли по Косому переулку, где стояли промокашки, как из фильма Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Мы всё это помним, и у Мамонова есть соответствующие интонации в голосе и повадки. Мой младший брат Володька был в нашей компании. Он очень хорошо знал наркотическую специфику. Как-то после одного из сильных наркотических трипов он пришел к нам домой на Каретный, где мы тогда репетировали, и вручил Мамонову записку, которая до сих пор у меня хранится. В этой записке была идея песни «Цветы на огороде». Смысл в том, что все цветы — наркотики. Виноград, мак и конопля — это всё цветы на огороде. Через три дня Мамонов написал эту знаменитую нашу песню, которая обычно исполнялась им на концертах в одиночку, под гитару. Но она была совместным продуктом нашей компании. «Цветы на огороде» вышли последним треком на нашем последнем совместном альбоме «Транснадежность» (в 1991 году. — OS). 

© Евгений Гурко 
 Алексей «Лелик» Бортничук  


Алексей «Лёлик» Бортничук, брат Петра Мамонова, гитарист «Ривущих струн» и «Отзвуков Му»

1. (С вызовом.) Кто, я? Да никакого. Так просто. А зачем вы такие вопросы задаете? (Задумывается, затем продолжает, смягчившись.) Я известен как гитарист этой группы.

2. Давайте я поиграю сначала, у меня сейчас не тем мысли заняты. (Поворачивается, собравшись уходить, но затем возвращается.) «Отдай мои вещи» — настоящий блюз Петька сочинил. Моя работа мне больше всего нравится в песне «Канава» — это уже было со вторым составом группы. И практически весь альбом «Жизнь амфибий как она есть». Ну вот, с вас сто грамм.


© Евгений Гурко 
 Алексей Павлов  


Алексей Павлов, создатель проекта «MD&C Павлов», ударник «Отзвуков Му»

1. Ответы должны быть лаконичные и точные: я в «Звуках Му» играл на барабанах.

2. Когда «Звуки Му» выпустили альбом с Брайаном Ино на подразделении Warner и он вышел и в Европе, и в Америке, с нами познакомился один важный человек, ведущий мировой продюсер Марк Каминс, который был продюсером первого сингла Мадонны «Everybody», Talking Heads, Шинейд О’Коннор, Боба Марли и многих других. Он сделал в 1989 году танцевальные ремиксы на песни «Зима» и «Источник заразы», которые пользовались успехом на американских танцполах. Во-первых, потому, что Каминс — человек авторитетный, во-вторых, потому, что «Звуки Му» первыми пробили «железный занавес». Они у меня, кстати, где-то хранятся. 

Я до сих пор общаюсь с Марком — у нас есть совместный проект, Star Bridge, который заключается в том, что мы наводим культурные мосты между Россией и Штатами. Недавно провели в Калуге, в главном тамошнем клубе «Жара», фестиваль, на котором выступали сам Марк Каминс и другой легендарный диджей и продюсер Ромейн. 
© Евгений Гурко 
 Юрий Орлов и Павел Хотин (справа)  


Павел Хотин, клавишник «Отзвуков Му»

1. Ну клавишник я. 

2. Недавно вышла книга журналиста Сергея Гурьева про «Звуки Му», кстати замечательная. Потому что он отбирал события, как-то их градуировал, отсеивал и старался сделать книгу наиболее объективной. И у него это почти получилось: что-то там перепутано, но Гурьев молодец. В этой книге была рассказана история отношений Пети Мамонова и московской красавицы Оли Гороховой. Мы с ней, кстати, недавно встречались. Теперь она художница, живет в Нидерландах или в Дании. А тогда она была любимейшая подруга Мамонова — и красавица, было из-за чего убиваться. Песня «Шуба-дуба-блюз» была написана после их расставания — сегодня как раз вспоминал их историю. Эта песня Мамонова, а также «0—1» и «Отдай мои вещи» — настоящие блюзы, единственные на русском языке. Со вселенской грустью и в то же время приколом. Не стыдно за них в веках.


© Евгений Гурко 
 Александр «Фагот» Александров  


Александр «Фагот» Александров, музыкант-духовик

1. Непосредственное. Это моя группа. Точно так же, как и «Аквариум». Это все родные люди.

2. «Ремонт»! «У нас была любовь, а теперь — ремонт». У Пети все песни про жизнь, а эта — прямо вообще. 
© Евгений Гурко 
 Василий Шумов  


Василий Шумов, лидер группы «Центр»

1. Во-первых, я их очень старый друг. Я присутствовал при том, как они начинали 25 лет назад, — на их самом первом концерте в 1984 году. И принимал в нем участие — это был сборный концерт в школе в районе Самотеки, которую Мамонов и Липницкий закончили. Ну а также я продюсировал их первый альбом «Простые вещи».

2. «Звуки Му» для меня скорее одно целое, нежели какие-то фрагменты. Я вряд ли смогу выделить какую-то одну песню. Иногда мы собираемся, как сегодня, с концертами, и тогда я пою песню «Серый голубь». Наверное, сегодня это опять повторится.


© Евгений Гурко 
 Юрий Орлов (крайний справа)  


Юрий Орлов, лидер группы «Николай Коперник»

1. Они друзья.

2. «Лифт на небо». Потому что тогда мы работали вместе с Петром и Васей Шумовым лифтерами в одном доме — писателей. В одну смену. Это был 1989-й. Давно или недавно. Не помню. Я думаю, Петро тогда и написал эту песню. 
© Евгений Гурко 
 Герман Виноградов  


Герман Виноградов, художник, вокалист группы «Гроздья виноградовы»

1. Братки, братки. Как я написал где-то, «плыли параллельным курсом». Ну а Лешенька, Сашенька и, в общем-то, Фаготушка играют в моей группе «Гроздья виноградовы».

2. «Гадопятикна» — любимая. (Декламирует.) «А в моем дому завелось такое…» (Кричит.) «Та-а-а-кое. Гадопятикна». Лучшая песня. Я и сам бываю Гадопятикна. Я вот сейчас все это делаю. Я ее, конечно, хотел сегодня спеть, а Саша заставил — «Бутылку водки». А я водку не люблю.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе