За музыкой – вечность

Самому старому любительскому коллективу России – оркестру народных инструментов им. Петра Павлова – 95 лет,

Изящный взмах руки дирижера – и свершается таинство. Чарующий музыкальный ручей разливается по небольшому залу огромного Дворца культуры «Авиатор». Звуки заполняют все пространство, и кажется, что в душной комнате им тесно. Хочется распахнуть окна и двери – чтобы слышали все…



Высокая планка

Каждые среду и субботу, по вечерам, оркестранты репетируют. В их руках оживают домры, балалайки, гусли, флейта, баян, басит контрабас. В серых буднях эта музыка для них – врачей, педагогов, профессоров РГАТУ, авиаторов, моторостроителей, студентов – глоток свежего воздуха, возможность прикоснуться к прекрасному. Да что там – целая жизнь.

Думал ли в далеком 1928 году основатель оркестра Петр Павлов, финансист по образованию и музыкант по велению души, что дело его жизни переживет войну, в будущем станет делом жизни его двоюродного племянника Адольфа Павлова. Влюбит в народный жанр десятки увлеченных самоучек и профессионалов и получит всероссийское признание?

В год своего 40-летия рыбинский оркестр русских народных инструментов при ДК «Авиатор» получил звание «Народного коллектива», в его творческой биографии — участие в концертах на сценах Большого театра и Московской консерватории, в Колонном зале Дома Союзов, запись в Золотой Фонд Всесоюзного радио, выступления во всесоюзных фестивалях самодеятельного творчества. Коллектив гордится тем, что занесен в международную энциклопедию оркестров и ансамблей как самый старый любительский коллектив в России.

Сегодня в музыкальной семье — двадцать с небольшим человек, хотя в былые времена при Адольфе Павлове в коллективе играли и по 70 оркестрантов. Остался тот самый костяк энтузиастов, готовых создавать волшебные мелодии, несмотря ни на что. Некоторые, расставшись с оркестром по вынужденным обстоятельствам, были рады вернуться вновь, приехать даже из других городов.

После смерти маэстро Павлова, простоявшего за дирижерским пультом почти сорок лет, играть на большом и сложном инструменте – оркестре – стал Владимир Белов, баянист, преподаватель рыбинской школы искусств № 6 и музыкальной школы № 7. В коллективе он человек не случайный – двадцать лет назад выпускника ярославского музыкального училища и московского института культуры приметил и пригласил сам Адольф Константинович, когда тот играл еще в «Радуге».

Доверие оркестрантов своему дирижеру – важный момент. От этого зависит степень свободы исполнения, в которой заключена уникальность каждого живого концерта.

Каково это – возглавить такое наследие?

— Павлов – фигура яркая, у всех на устах, он действительно задал высокую планку, но у меня не было страха возглавить оркестр, тем более вручить мне свою музыкальную судьбу предложили сами оркестранты. Коллективу нужно было жить дальше, и я благодарен за это им всем, — говорит худрук и дирижер. — В оркестре сложились интересные репетиционные традиции, с которыми я за годы игры сжился и стараюсь соблюдать. Прежде всего, это доброжелательное отношение к музыкантам – Павлов никогда не ругался, был снисходителен даже к прогульщикам. Человек мог вернуться через месяц, год или три, Адольф Константинович невозмутимо говорил: «Проходи, бери инструмент, садись».


Петр Павлов и оркестр



Профессиональная самодеятельность

Раньше «поставщиком» музыкальных кадров был завод. После смены у станка самодеятельность шла в «Авиатор» — выдохнуть в особой духовной среде груз дня и вдохнуть эстетическое удовольствие. А потому большинство сегодняшних оркестрантов – люди преклонного возраста. Здесь еще остались те, кто играл при Петре Ивановиче Павлове – им уже под 80.

Например, Людмила Лебедева – она преподаватель по классу фортепиано.

Евгений Собеский – пришел в оркестр по стопам отца Ричарда. Бывший летчик, военный пенсионер играет на ударных.

Уже полвека играет на контрабасе, который считается фундаментом всего оркестра, Николай Дундуков. Много лет он отработал токарем, а теперь пенсионер. Его можно считать профессионалом – Николай окончил дирижерско-хоровое отделение культпросвет-училища.

Рядом с ветеранами случается и молодежь, но чаще это дети или внуки самих музыкантов – юные ценители и продолжатели. Ребята с улицы теперь не идут – поменялись интересы, и в этом главная печаль опытных мастеров.

Несмотря на пестрый состав возрастов, характеров и способностей, Белов старается найти ключик к каждому – чтобы все звучали в унисон. К тому же он как профессиональный музыкант сумел подтянуть в оркестр коллег-преподавателей с профильным образованием. Теперь и самодеятельным коллектив назовешь с натяжкой.

— С появлением технически подготовленных музыкантов изменилось направление репертуара. Классику, мы, конечно, бережно храним, но добавляем современные более динамичные композиции, играем музыку Городовской, Куклина, Дербенко для народных инструментов, экспериментируем с мелодиями из любимых кинолент, — рассказывает Белов. – Одно из последних наших творений, которое я давно мечтал сыграть, – композиция «Двое в кафе» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».

Неплохо было бы обновить материальную базу, музыканты играют на инструментах, которые приобретались еще заводом, часть списанных балалаек передали им дворцы культуры и музыкальные школы. К слову, хороший концертный баян стоит 650 тысяч рублей.

Но музыканты не ропщут – довольствуются тем, что есть. Благодарят руководителя «Авиатора» Анатолия Вишнякова — за неравнодушие и многолетнее участие в жизни коллектива. Отдельное спасибо они говорят и экс-руководителю городского управления культуры Марине Ворониной, которая в трудное для музыкантов время хлопотала, чтобы оркестр продолжил свою деятельность.


Руководитель Владимир Белов



Юбилейный концерт

Конечно, жизнь оркестра сейчас более размеренная, чем раньше. За пределы Рыбинска музыканты не выезжают, но в родном городе их выступлений по-прежнему ждут с нетерпением. Концерт «Лукьяновские вечера», посвященный рано ушедшему из жизни рыбинскому вокалисту Евгению Лукьянову, и фестиваль «Струны русской души» — памяти Адольфа Павлова – обязательные мероприятия для народников. Из-за пандемии они на время выпали из программы, но, по словам Владимира Белова, есть надежда, что уже в этом году музыканты примут в них участие.

Пока же все силы музыкантов брошены на подготовку к большому юбилейному концерту, который состоится 16 апреля на сцене «Авиатора». 95-й день рождения оркестр встретит ярко, с размахом. Попасть на него можно только по пригласительным билетам.

В программе – более двадцати произведений русских и зарубежных композиторов, народные песни. Вместе с оркестром выступит детский сводный хор музыкальных школ и солисты ансамбля «Русская тройка».

— Гостей ждет много сюрпризов, — говорит Владимир Белов. — На творческий вечер мы пригласили солистов, которые пели с оркестром в разное время. Специально из Москвы приедут Дарья и София Курбановы – внучка и правнучка Виктора Голохвастова, который играл еще при Петре Павлове и потом несколько лет руководил оркестром.


Автор
Надежда МАКСИМОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе