Юрий ШЕВЧУК: «Не понимаю, как можно жить без веры...»

Такого количества народа стадион центра лыжного спорта «Дёмино» не видел даже в дни Кубка мира. Около десяти тысяч поклонников Юрия Шевчука из Ярославля, Костромы, Вологды, Иванова, Москвы и Санкт-Петербурга собрались на концерт легендарной группы «ДДТ».


Рыбинск стал первым городом в гастрольном графике «ДДТ». До этого Юрий Шевчук со товарищи не выступали целый год - музыканты готовили новую программу «Пропавший без вести». Но публика ждала «вечного». И хотя, по словам Юрия Шевчука, «мы пели и то, что хотели, и то, что не хотели, но знали, что именно этих песен от нас ждут», внакладе не остался никто. «Летописцев» творчества «ДДТ», безусловно, порадовало необычное попурри из старых песен - «заремиксованные» и объединённые в одну увертюру мотивы «Террориста», «Конвейера», «Милиционера в рок-клубе», «Мальчиков-мажоров», «Осени»...
- Хороший звук дал возможность нормально воспринять текст... Он, конечно, потрясающий. До чего же удивительный автор Юрий Шевчук! Как гениально он заключает в свои тексты бездну содержания. Правда, публика всё-таки больше была настроена слушать хиты... - поделился давний поклонник «ДДТ», приехавший на концерт из Костромы.
Впрочем, «полный набор радости для неискушённого слушателя» не заставил себя ждать: под хиты «Ветер», «Просвистела», «Летели облака», «Любовь», «Что такое осень» народ повеселел так, что ноги сами пускались в пляс.
- Это наша юность, молодость. Мы пели, взрослели под эти песни. Мы привезли на концерт детей, потому что они должны приучаться к вечному, всему остальному их научит двор, - призналась семья отчаянных «шевчуковцев» Ильиных.
Отработав на сцене в полную силу два с лишним часа, солист группы встретился с журналистами.
- Очень красивое место - Волга, берега прямо левитановские, - начал было Юрий Юлианович, но, оборвав сам себя, спросил о том, что волновало: «Как вам концерт, господа журналисты?»
Услышав в ответ восторженное «классно», покачал головой.
- А как же со звуком неполадки? Могли бы сыграть и лучше. Но тут уж ничего не поделаешь - живая музыка. И потом, нас в какой-то степени извиняет то, что таких больших концертов у нас давно не было - выступление в Рыбинске как «первый блин»... Я тут как-то разговаривал с режиссёром Сергеем Соловьёвым и попенял ему, дескать, что-то у тебя в картине не то... или так задумал? Он мне замечательно ответил: «Что получилось, то и задумал». Мне так понравилось, что я взял эти слова на вооружение.
- Если рыбинский концерт - лишь первый блин, то где собираетесь «печь» остальные?
- Для начала - Москва, благотворительный концерт на ВДНХ. Былая гордость великой страны заросла лопухами и пребывает в забвении. Сейчас, к счастью, нашлись люди, которые хотят сохранить эти шедевры архитектуры и устроить на ВДНХ большой культурный центр. Дело хорошее, мы решили помочь. А в дальнейших планах - Магадан, Сибирь, Камчатка, Сахалин, Дальний Восток, Белоруссия, Украина, Прибалтика... Словом, работы хватит на всю осень.
- География впечатляет. А зритель настолько же разный?
- Люди везде одинаковы и в самом хорошем смысле этого слова, и, увы, в самом плохом. Но я твёрдо убеждён: публика никогда ни в чём не виновата. Бывают плохие танцоры, которым известно что мешает. Я помню разных зрителей - и тех, которые были родными с первых минут, и тех, которых нужно было раскачать, завоевать... Я порой даже побаиваюсь этого пресловутого профессионализма - отрепетированный состав музыкантов, выстроенная программа... «Сырьё» должно быть, понимаете? Потому что абсолютно совершенна, точна, тонка и идеальна только... фонограмма. Выходит такой исполнитель и вроде рот открывает в нужных местах, и рифма современная - «спать-кровать», «кровь-любовь»... Но ведь тоска смертная! Мы в чём ходим, в том и выступаем, говорим со сцены то, что думаем... Если разобраться, то вроде бы так и не нужно, не положено, но это наша музыка и наша жизнь.
- Вас в последнее время и на телевидении не увидишь...
- Потому что сейчас живая музыка - не формат. Мне кажется, есть какая-то установка на этот счёт. Но радует то, что никогда, ни за какие деньги группа «ДДТ» ни на каком «корпоративе» не играла - на этом мы стоим и будем стоять. Потому что просто противно. Я вот о чём думаю: настанет срок, заглянет архангел Гавриил в мои глаза и спросит: «Как же так, Шевчук, так облажался, замажорился? Доплясался по баням? Иди-ка ты отсюда...»
- В своих интервью вы почти никогда не говорите о вере...
- Потому что это гораздо интимнее, чем отношения между мужчиной и женщиной. В церковь хожу, причащаюсь, когда могу... Я не понимаю другого: как вообще можно жить без веры? Всё сразу теряет смысл! Если Бога нет, то нет и нас с вами... Вглядитесь в звёздное небо и только подумайте, насколько мал человек и насколько велик Создатель! Мне говорят - разум. Мой разум зол, дик и радикален, а вера - она на любви завязана, она его смиряет. Вера - это ось, на которой вращается вся вселенная...
- У вас недавно вышла книга. «Сольник» - это чистая поэзия или там есть песни?
- Есть и песни, но какие-то ключевые. В этих песнях - «Дождь», «Не стреляй», «Еду я на родину», «Осень» - есть чувство свежести, которого у меня, может быть, уже не будет никогда. Это тексты, коими, может быть, и прославилась группа «ДДТ».
- «ДДТ» почти 30 лет. Что изменилось в музыке за эти годы?
- Всё изменилось и ничего. В 80-е наш российский рок рванул очень сильно по многим причинам. Во-первых, это была единственная отдушина для молодёжи. Кассеты разлетались по всей стране в мгновение ока. Я помню, меня вызывали в своё время в КГБ и спрашивали: Юрий Юлианович, вы когда записали «Свинью на радуге»? Я говорю: неделю назад. А нам, говорят, из Владивостока позвонили, уже все слушают. Это были жажда, голод на информацию. Потом эта социальность с рок-музыки «слезла», потому что она перетекла в газеты, в «ящик», радио и так далее. Сейчас молодому человеку можно себя проявить во многих областях, не только в рок-музыке. Многие «старики» рок-музыканты стали конформистами. Но музыка протеста есть у молодёжи, хотя она не такая пафосная, она по клубам.
- Однако вы не только петь успеваете, но и в кино сниматься...
- Режиссёр Андрей Смирнов пригласил меня сняться в фильме про антоновское восстание - было такое в Тамбовской губернии против прод­развёрстки. Есть там эпизод: я на тачанке стою, толкаю речь для мужиков - Ленин, революция и тому подобное. Но как только я говорил имя «Ленин», лошадь, которая была запряжена в тачанку, начинала отчаянно взбрыкивать. Её и привязывали, и тачанку прибивали - ничего не помогало. С четвёртого дубля сняли, мужики шутят, что лошадь эта советскую власть помнит, потому так реагирует. А я руку на тех съёмках повредил - аккорд «фа мажор» не могу как надо взять...
* * *
Вместо послесловия
...Все, кто приходит на «ДДТ», уносят с концерта одно и то же впечатление: Шевчук не выступает перед людьми, а будто разговаривает с ними - просто, без пафоса, на равных. «Я говорю со сцены то, что думаю» - это его принцип, который, наверное, сегодня идёт вопреки многим правилам.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе