Владимир Минин: Попса – она как саранча

Владимир Минин – основатель и руководитель легендарного Московского камерного хора, патриарх академического хорового искусства. Его хор известен не только эталонным исполнением Баха и Моцарта но и включением в свои филармонические программы песен современных композиторов. 

По мнению Минина, пение в школах нужно ввести вместо ОБЖ. Фото ИТАР-ТАСС

В России после долгого перерыва воссоздано Всероссийское хоровое общество, в работе которого Минин активно участвует, а значит, есть шанс, что это искусство выйдет из болота, в котором находится. Параллельно он вынужден судиться с теми, из-за кого его хор не может въехать в свой особняк после реставрации.

– Валерий Гергиев лично попросил Путина возродить детские хоры в школах. Это действительно необходимо?

– Великий русский педагог Ушинский говорил о том, что в школе нужно воспитывать цифрой, буквой и нотой. Наши чиновники от просвещения, видимо, не очень густо позолочены знаниями по поводу этого высказывания и ноты вообще вычеркнули из обязательного воспитания. С античных времен воспитание музыкой являлось основой облагораживания личности. А хоровое пение нужно, чтобы с малых лет развивать творческие способности. Важно не пассивное слушание музыки в школе, во время которого можно думать хоть о котлетах, а воспроизведение. Но в России, как всегда, все идет своим путем.

– Вы считаете, что нужно изменить школьную программу?

– Посмотрите на посещаемость концертных залов. Слой публики, причастной к академической музыке, истончился до невозможности. Попса – она как саранча. Серьезная музыка требует работы души, сопереживания, а попса – это мускульные движения и больше ничего. Школьная программа должна быть освобождена от всяких ОБЖ и прочих глупых вещей. В отличие от них, музыка является одним из слагаемых и воспитания, и обучения.

– И как вы думаете, что ответит Минобраз на ваши предложения?

– В нашем государстве с его ручным управлением, если главный человек скажет, все будет сделано в секунду.

– Вы, наверное, ждете от главного человека помощи и в другом. Что за суды у вас по поводу особняка, где вы должны располагаться?

– В декабре прошлого года мы должны были въехать в него, но столкнулись с жуликами, которые хотели распилить деньги. Реставрация сделана халтурно, а платить 60 миллионов за халтуру мы не хотим. Институт, который обязан был сделать экспертизу, отказался ее делать, и арбитражный суд, с нашей точки зрения, принял явно несправедливое решение. Мы подали апелляцию.

– А сейчас вас временно разместили на Дубровке, где «Норд-Ост» шел...

– Да, но это помещение не приспособлено для работы хора. Высота потолка 2,5 метра. А звук требует пространства.

– Вы проводите связь между низкой массовой культурой и коррупцией в России?

– Сегодня у нас на очень многих уровнях царит вседозволенность. При этом обществу нужно что-то скандальное – склоки, свары. Оно напоминает кухню коммунальной квартиры, где постоянно ссорятся домохозяйки. Понятия «ум», «честь», «долг», «совесть», «обязанность» как-то вышли из употребления. Культура должна быть и духовной, и бытовой, и музыкальной. А у нас уделяется внимание разве что только физической культуре...

Баканов Константин

«Собеседник»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе