«В наше прагматичное и проблематичное время музыка — отдушина»

Скрипач Максим Венгеров — о поприще дирижера, музыкально-классическом шоу и музыке вне политики.

19 июня героем вечера в Московском международном доме музыки станет знаменитый скрипач Максим Венгеров, который будет солировать в Концерте № 5 Моцарта, а во время исполнении симфонической сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова встанет за дирижерский пульт оркестра «Русская филармония». Накануне выступления музыкант встретился с корреспондентом «Известий».

Фото: ИТАР-ТАСС/Зураб Джавахадзе

— Этот концерт окрестили «публичным госэкзаменом»: буквально на днях вы окончили Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова по классу дирижирования. «Шехерезада» — ваша дипломная работа?

— Да. Это уникальное сочинение, в котором я смогу предстать сразу в двух ипостасях: как скрипач и дирижер. Почти никто в таком виде не исполняет это произведение: я читал, что однажды это сделал Эжен Изаи. Для публики это своего рода серьезное музыкально-классическое шоу.

— Вы пять лет учились у известного маэстро Юрия Симонова. Как давно вы знакомы?

— Меня с ним связывает многолетнее сотрудничество: играл с ним в первый раз в Италии, когда мне было 13 лет. К тому выступлению я должен был выучить скрипичный концерт Прокофьева за три дня, в поезде. Когда приехал в Италию, хорошо знал свою партию, но, к сожалению, не знал место, где должен вступать. Юрий Иванович по-отечески ко мне отнесся. Сказал: «Ты на меня смотри». В итоге всё удалось. Мне очень повезло с маэстро.

Видимо, так распорядилась судьба, что дирижированию я должен был учиться именно у него. Он не только феноменальный музыкант, знающий лучшие традиции, но и яркий представитель двух школ дирижирования: русской и немецкой. Его учителем был Николай Семенович Рабинович, который был творческим праправнуком легендарного австрийского дирижера Феликса Мотля.

С Юрием Симоновым я встречался не только в институте, но и в Будапеште, в Лондоне — везде, где наши графики пересекались. Я не раз играл с оркестром под его руководством. Наши отношения более чем 20-летней давности, теплые и дружеские.

— Планируете продолжить дирижерское образование?

— Хочу еще поучиться у Юрия Ивановича. К настоящему времени я освоил достаточно большой симфонический и оперный репертуар. Но знания, которыми обладает Симонов, — это просто бездна. Поэтому планирую поступить в аспирантуру. Дирижер — профессия всей жизни, поэтому торопиться здесь не нужно.

— 20 июня вы дадите мастер-класс ученикам Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Что важнее всего донести до юных музыкантов?

— Педагог — одна из ответственнейших профессий. Когда ты солист или дирижер, максимум, что случится после неудачного концерта, — тебя больше не пригласят выступать. Когда мы имеем дело с молодыми исполнителями и особенно с детьми, то берем на себя ответственность за развитие молодого музыканта. Полчаса, что длится мастер-класс, довольно большой период времени, за который можно ребенка либо воодушевить, либо одним или двумя словами совершенно убить в нем желание заниматься музыкой.

Я был свидетелями и таких мастер-классов, и из них вывел для себя, что должны быть сказаны правильные слова. Очень важна психология. За первые три минуты видно, что нужно сказать или как нужно показать, или нужно ли вообще показывать.

Конечно, Россия славится своими профессорами-музыкантами. Весь мир рукоплещет нам и восторгается нашей школой, в частности, скрипичной. Я сам выходец из лучшей скрипичной школы профессора Захара Брона. И этот мастер-класс — продолжение традиций. Мне радостно будет побывать в ЦМШ, где я учился 3,5 года. Очень жду этого момента.

— Есть ли планы возглавить какой-нибудь оркестр?

— Сейчас у меня нет своего оркестра: поступают предложения, но я отказываюсь из-за концертного графика, у меня 70–80 концертов в год. Часто я совмещаю две профессии: в первом отделении играю как скрипач большой концерт с дирижером. Во втором дирижирую симфонией. Уже есть коллектив, с которым я постоянно сотрудничаю, — Оксфордский филармонический оркестр. С ним я записал свой первый диск как дирижер и скрипач — концерт Брамса и «Шотландскую симфонию» Мендельсона. В следующем сезоне у меня с этим оркестром будет интересная программа: первая версия скрипичного концерта Сибелиуса и «Фантастическая» симфония Берлиоза. Потом, возможно, Девятая симфония Брукнера. Он один из моих любимейших композиторов. Симфонии Малера хотел бы исполнить, а также симфонии Шостаковича, которыми дирижировал прославленный Ростропович, мой учитель. Общение с ним стало для меня одним из поводов взяться за дирижерскую палочку.

— На ваш взгляд, насколько оправданны акции протеста, которые устраивают в Европе против российских музыкантов за их политические воззрения, в частности, пикеты против Валерия Гергиева?

— Музыка вне политики. Я не отстаиваю никаких политических взглядов. Я счастлив, что занят только скрипкой, дирижированием, преподаванием. Но я уважаю мнение людей, считающих, что с помощью музыки можно отстаивать политические взгляды.

— В августе вам исполнится 40 лет. Планируете устроить юбилейный тур?

— Я не люблю справлять свои дни рождения. Больше люблю отмечать юбилеи композиторов. В следующем году — 150-летие Яна Сибелиуса и Карла Нильсена. Вот это даты, это юбилеи (смеется). Но у меня всё же будет на 40-летие сольный концерт в Швейцарии на берегу озера.

— Какие события в вашей жизни за последние 10 лет вы считаете главными?

— Самое главное то, что я женился, у меня родились две девочки. Дети — будущее, мое и моей супруги. Я думаю об их музыкальном развитии. В наш прагматичное и проблематичное время музыка — отдушина. Для детей огромное счастье знать, что такое музыка. Такое счастье выпало мне, поскольку я родился в музыкальной семье. Я хотел бы им это передать.

Что касается остальных сфер жизни — я чувствую себя не в середине, а даже ближе к началу своего развития. Есть большие планы, остается надеяться, что Бог даст годы, чтобы их реализовать.

Ольга Завьялова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе