Уроки музыки в детстве – на всю жизнь ("The New York Times", США)

Когда дети учатся играть на музыкальных инструментах, они развивают ряд слуховых навыков. Недавно проведенные исследования доказали, что положительный эффект ранних уроков сохраняется всю жизнь – по крайней мере, в случаях с теми людьми, которые продолжают заниматься музыкой.

Исследование, результаты которого были опубликованы в августе, впервые доказало, что уроки музыки в детстве могут вызывать изменения в мозге, которые сохраняются в течение многих лет после окончания занятий.

Ученые из Northwestern University записали слуховую реакцию стволового участка мозга у студентов колледжа – то есть электрические волны головного мозга – в ответ на сложные звуки. Те студенты, которые в детстве учились музыке, продемонстрировали более активную реакцию, то есть их мозгу было легче выделять ключевые элементы сложных звуков, такие как, к примеру, высота. Мозг сохранял эту способность даже по прошествии многих лет с момента окончания занятий музыкой.

В настоящее время ученые пытаются разобраться, каким образом связаны обучение музыке в раннем детстве и обучение навыкам владения языком – к примеру, чтению. Недавние исследования доказывают, что обучение игре на музыкальных инструментах может принести неожиданную пользу.

И речь идет вовсе не об «эффекте Моцарта» - утверждении, что прослушивание классической музыки может повысить результаты при выполнении разного рода тестов. В этих исследованиях была предпринята попытка изучить эффекты активного обучения музыке. Такое обучение музыке тренирует способность мозга различать компоненты звука – высоту, длительность и тембр.

«Чтобы научиться читать, вам необходимо иметь хорошую рабочую память, способность различать звуки речи и устанавливать связи между звуками и значением, - говорит профессор Нина Краус (Nina Kraus), руководитель Акустической неврологической лаборатории Northwestern University. - Очевидно, что каждый из этих навыков развивается в процессе активного обучения игре на музыкальных инструментах».

Умение различать самые трудноуловимые свойства звука даже в условиях сильного постороннего шума оказывается очень полезным не только для ребенка, который учится понимать устную и письменную речь, но и для пожилого человека, страдающего нарушениями слуха.

В ходе исследования, результаты которого были опубликованы минувшим летом, ученые обнаружили, что с возрастом музыканты начинают страдать таким же ухудшением работы периферического слухового отдела, как и люди, не занимающиеся музыкой. Однако пожилые музыканты сохраняют те функции мозга и навыки обработки звуков, которые помогают понимать речь даже в условиях сильного постороннего шума.

«Мы часто обращаемся к так называемой проблеме коктейльных вечеринок – представьте себе, что вы пошли в ресторан, где множество людей разговаривают друг с другом, - говорит доктор Клод Ален (Claude Alain), заместитель директора исследовательского института Ротмана в Торонто и один из авторов исследования. - Пожилые люди, обучавшиеся в прошлом музыке, демонстрируют лучшие результаты во время проведения тестов в условиях постороннего шума. Так происходит, потому что здесь задействован скорее мозг, чем периферическая слуховая система».

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско подошли к звуковой гамме с другой точки зрения, взявшись исследовать генетику абсолютного или идеального слуха, то есть способности распознавать любой звук. Доктор Джейн Гитшир (Jane Gitschier), профессор медицины и педиатрии и руководитель этого исследования, совместно со своими коллегами сделали попытку изучить генетическую предрасположенность и воздействие занятий музыкой в раннем возрасте.

«Мы пытались выяснить, какие варианты человеческих геномов содержат в себе предрасположенность человека к обладанию абсолютным слухом, - сказала она. - Гипотеза заключалась в том, что эти варианты затем преобразуются в абсолютный слух под воздействием обучения музыке».

Оказалось, что практически все, кто имеет по-настоящему абсолютный слух, обучались музыке в раннем детстве.

Александра Парбери-Кларк (Alexandra Parbery-Clark), докторант из лаборатории доктора Краус и одна из авторов опубликованного в этом году исследования, посвященного слуховой памяти и музыке, долгое время профессионально играла на фортепиано. По ее словам, желание пойти учиться и изучать человеческий мозг возникло у нее, когда она преподавала музыку во французской школе для одаренных детей и наблюдала за тем, как обучение музыке влияло на другие виды обучения.

«Если перед вами 3-х или 4-летний ребенок и вы учите его слушать музыку, то это развивает не только его слуховые навыки, но и тренирует навыки внимания и памяти, а это в свою очередь может привести к тому, что в более старшем возрасте он серьезно займется наукой», - утверждает она.

Г-жа Парбери-Кларк и ее коллеги изучили записи электрических волн мозга и обнаружили, что тренированный музыкой мозг демонстрирует иные – более выраженные – ответные реакции на звук. «Теперь у меня есть доказательства, реальные доказательства того, что музыка действительно оказывает воздействие, - сообщила она. - Теперь мои коллеги по лаборатории могут посмотреть на экран компьютера и сказать: «Это запись волн музыканта».

Многие ученые, занимающиеся исследованиями в этой области, сами являются музыкантами, заинтересовавшимися пластичностью мозга и воздействием музыкального образования на волны головного мозга в ответ на слуховые стимулы. «Эта ответная реакция фактически является отражением акустических элементов звука, которые, как нам известно, несут в себе определенное значение», - утверждает профессор Краус.

Есть некоторое обаяние – и даже отчасти безрассудный восторг - в том, чтобы узнавать, на что способен наш мозг, и чтобы изучать воздействие сочетания стимуляции, прилежания, практики и слуховых упражнений, которое становится возможным благодаря музыкальному образованию. Однако исследователи предупреждают о том, что не существует идеального способа применить полученные ими данные.

Различные инструменты, различные методы обучения, различные режимы – каждая семья должна найти то, что подходит конкретному ребенку и семье, поскольку в этом процессе огромное значение имеет получаемое всеми удовольствие и мастерство. Дети должны получать удовольствие от занятий и от своих достижений. Родители должны видеть в музыке искусство, а не терапевтический инструмент.

«Мы хотим, чтобы музыку любили за то, чем она может стать в жизни конкретного человека, а не потому что “Мы хотим, чтобы у тебя были хорошие когнитивные навыки, поэтому мы отдадим тебя учиться музыке”, - говорит г-жа Парбери-Кларк.- Музыка великолепна и удивительна, поэтому пусть дети просто получают от нее удовольствие».

Перри Класс (Perry Class)

ИноСМИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе