«Русская филармония» исполнила Девятую симфонию Бетховена

И всё-таки они сделали это! Они — это Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», его художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Юровский, Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова (художественный руководитель и главный дирижер — Геннадий Дмитряк), солисты Любовь Стучевская (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор), Марек Кальбус (бас, Германия), а также…
На этом этапе предвижу законный вопрос «кто же еще?», ведь, кажется, абсолютно все участники этого проекта уже названы. Так и есть: практически все, за исключением одного — Томаса Мелле (Германия), автора фотоинсталляции, которая не просто дополняла симфонический звукоряд, но также претендовала и на несуществующую в партитуре Девятой симфонии Бетховена строчку потактовой визуализации.

    Для немецкого фотографа и музыканта Томаса Мелле опыт подобной инновации — не первый:

свои смелые, органично вплетаемые в контекст современности визуализации музыки он создает уже на протяжении двадцати лет.

Симфоническая музыка – субстанция, как известно, многомерная и в высшей степени абстрактная, поэтому когда в эту многомерность вторгается еще и визуальное измерение с явно выраженной конкретикой образов современного мира, то, на первый взгляд, это кажется чем-то чужеродным. Но только — на первый взгляд, ведь, в сущности, музыка, независимо от того, в какую эпоху она создана, является не просто отражением атмосферы этой эпохи, но и носителем надвременных, универсальных ценностей, которые и сегодня всеми нациями планеты воспринимаются абсолютно созвучно, несмотря на различие их языков и обычаев.

Язык современной визуализации музыкальных образов Томас Мелле уже опробовал на таких шедеврах, как «Времена года» Вивальди, «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, Пятая симфония Чайковского, Девятая симфония Дворжака («Из Нового Света»), которые были исполнены во многих концертных залах Германии, Швейцарии, США.

Девятая симфония Бетховена — его последний проект. Основанный на фотоинсталляции, отражающей современную жизнь пятнадцати крупнейших мегаполисов мира, впервые он увидел свет в апреле прошлого года в Берлине и Мюнхене. С самого начала

    завсегдатаю симфонических концертов, привыкшему лишь слушать, настроиться на волну визуальных образов далеко не просто.

На первых тактах музыки они даже кажутся отвлекающими от главного, но постепенно унисон звука и изобразительного ряда уверенно выстраивается в органично связное и непротиворечиво целостное художественное полотно.

Для Дмитрия Юровского, несмотря на его обширный симфонический репертуар, нынешнее обращение к Девятой симфонии Бетховена — первое, и оно четко вписывается в построение репертуарной стратегической линии коллектива, обозначенной его нынешним художественным руководителем еще два сезона назад.

В сегодняшней массовой культуре этот хрестоматийный опус к месту и не к месту давно растаскан на многочисленные фоновые цитаты, и, дабы не скатиться в рутину интерпретации,

    тотальная популярность Девятой симфонии невольно предъявляет к ее исполнению явно повышенные требования.

Возможно, поэтому свою первую встречу с ней маэстро откладывал достаточно долго, вынашивая свой особый индивидуальный подход. А возможно, он просто искал свой оркестр, которому мог бы доверить собственное видение партитуры. С приходом в «Русскую филармонию» такой оркестр дирижер нашел — и сегодня, после двух сезонов руководства этим коллективом, уверенно можно сказать, что нынешнему исполнению Девятой симфонии Бетховена маэстро сообщил новое определяющее качество, говорящее о появлении у оркестра своего «фирменного» узнаваемого звучания, которое в сообществе ведущих симфонических оркестров Москвы присуще именно ему.

    Это звучание отличается захватывающей динамикой и властностью,

акцентированной плотностью и выразительной настойчивостью, но вместе с тем — тонкостью и богатой игрой психологических красок. Общая материя оркестрового звука, когда кажется, что звучит один большой коллективный инструмент, предстает сотканной из детально основательной проработки нюансов и баланса инструментальных групп, выверенного «с точностью до миллиметра».

Совсем уже скоро в Москве ожидается грандиозное «светопреставление»: за четыре дня в ноябре Венский филармонический оркестр в Концертном зала имени Чайковского «грозится» исполнить все девять симфоний Бетховена. Нет никакого сомнения, что венские «филармоники» во главе с дирижером-перфекционистом Кристианом Тилеманом сделают это с особым изяществом и стилистическим шиком.

В преддверии этого «филармоники» русские во главе с русским дирижером-медиумом Дмитрием Юровским исполнением Девятой симфонии венского классика на сцене Светлановского зала Дома музыки как бы невзначай провели «разведку боем» — масштабную, впечатляюще дерзкую, притягательно результативную. Оставаясь в стилистическом поле европейского симфонизма и опираясь на его славные традиции,

    пульсирующий нерв этой великой музыки «Русская филармония» обнажила до того предела, на который способна исключительно русская ментальность.

Об этом исполнении еще долго еще будут вспоминать, а грандиозный хоровой финал Девятой симфонии, мастерски проведенный всеми его участниками, останется в памяти не только как гимн всеобщему единению, но и как ода зрелой симфонической интерпретации.

 источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе