Ричард первый

Конкурс имени Чайковского объявил о сенсационных новшествах

Второе заседание оргкомитета 14-го конкурса им. Чайковского (на первом, еще в июне, решено было, во-первых, его проводить, а во-вторых -- сделать это в июне 2011 года) закончилось объявлением об изменении регламента конкурса, а также о сенсационном назначении главой рабочей группы оргкомитета иностранного специалиста. Царивший на пресс-конференции президент конкурса и председатель оргкомитета Валерий Гергиев сравнил появление в этой роли Ричарда Родзинского (по предложению министра культуры) с назначением Гуса Хиддинка главным тренером российской сборной по футболу. Ассоциация близкая, поскольку на последнем концерте Гергиева в Москве сам Хиддинк пришел поприветствовать маэстро. Между тем похожих примеров в области музыкального менеджмента, по крайней мере на уровне принципиальных государственных проектов и институций, пока действительно нет.


Теперь главным менеджером главного исполнительского конкурса страны, имидж и само сохранение которого для последней -- вопрос престижа, будет работать потомственный американский директор Ричард Родзинский. Он начинал в 60-е на фестивале в Сполетто, работал в опере Сан-Франциско, в «Метрополитен-опере», в течение девяти лет был первым вице-президентом Всемирной федерации музыкальных конкурсов, а сейчас возглавляет Фонд Вана Клиберна и одноименный фортепианный конкурс -- на сегодняшний день один из самых серьезных в мире. Стратегия Родзинского -- исправить испорченную «сомнительными решениями жюри, непрозрачностью регламента и неадекватностью организации» репутацию конкурса и сделать так, чтобы в мире «не осталось ни одного уголка, в котором бы о нем своевременно не узнали потенциальные лауреаты, публика и заинтересованные профессионалы».

По словам менеджера, конкурс 2007 года потерпел фиаско главным образом из-за того, что о его проведении (сначала проект был отменен, потом перенес на год) просто никто в мире не узнал. В новую пиар-стратегию входит использование традиционных СМИ и адресных рассылок, а также Интернета во всех его актуальных проявлениях (от Yu Tube до социальных сетей, названиями которых седовласый музыкальный администратор буквально забросал аудиторию). Кроме того, на профессионализм Родзинского возлагаются надежды не только информационного порядка, но и многое прочее, включая выработку безупречного и прозрачного регламента или установление «этически правильных взаимоотношений со спонсорами, учитывающих конкурсную специфику и культуру» (согласно формулировке члена оргкомитета, экс-директора Московской филармонии, сейчас директора департамента современного искусства и международных культурных связей Минкульта Алексея Шалашова).

Из этого следует, что во время подготовки и проведения 14-го конкурса Чайковского его организаторы собираются примирить российский опыт с зарубежным, решив патриотический вопрос с применением космополитических практик. И этой хитроумной задаче отвечает даже принцип приглашения жюри. «Мы работаем так: вспоминаем, кто был в жюри первых конкурсов. Ойстрах, Рихтер... Теперь думаем, кто сегодня этот Ойстрах и этот Рихтер. Их мы и должны пригласить», -- объяснил Шалашов.

Пока ни состав жюри, ни регламент, ни программы не опубликованы (по первому пункту окончательное решение будет принято на следующем заседании, в феврале-марте, по второму и третьему -- уже в ноябре). Но объявлено, что премиальный фонд будет довольно высоким, а привычное конкурсное расписание принципиально изменится: между вторым и третьим (оркестровым) туром поместится «второй прим» -- выступление не с симфоническим, но с камерным оркестром с «небольшим классическим» сочинением. А в программах, начиная с отборочного тура по DVD, теперь будет оставлено гораздо больше места для свободного выбора конкурсантов, так что они смогут выгоднее представить «свою персональность» (объяснил виолончелист и профессор Давид Герингас, тоже член оргкомитета).

Что касается роли Валерия Гергиева, между заседанием оргкомитета и очередным концертом он пообещал будущим лауреатам поддержку не только личную, но и мариинских оркестра и лейбла, а также еще нескольких оркестров, с которыми он работает. Сам дирижер не собирается участвовать в работе жюри, но следить за порядком -- намерен («и если наберется не пять экстраординарных музыкантов, а шесть, значит, лауреатов будет шесть, все решим, деньги найдем»). Так или иначе, в сумасшедшем расписании Гергиева, собирающегося в 2011 году открыть Мариинский театр после реконструкции и в том же месяце, как обычно, провести в Питере фестиваль «Звезды белых ночей», по его словам, непременно найдется время на то, чтобы вернуть былой престиж почти настолько же одиозному, насколько легендарному конкурсу Чайковского: «Как минимум в начале и в конце я буду доступен». 

Юлия БЕДЕРОВА

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе