Прошли по конкурсу

Великий тенор Пласидо Доминго назвал имена лучших оперных певцов


Временной резиденцией своего путешествующего конкурса Пласидо Доминго на сей раз выбрал Москву: большой друг маэстро Галина Вишневская отмечает в этом году юбилей, и своеобразным подарком знаменитой певице стала Operalia. Организационные хлопоты взял на себя Центр оперного пения Галины Вишневской.


Конечно, устраивая певческое соревнование на макушке лета, Доминго рисковал. Во-первых, межсезонье, а во-вторых, еще слишком свеж в памяти оперный раздел конкурса имени Чайковского. Но великий тенор оказался хорошим импресарио, и недавний конкурс Чайковского не смазал, а только подчеркнул впечатления от Operalia. Не случайно на финал в Москву на несколько часов залетел маэстро Валерий Гергиев — друг Доминго и глава «Чайковского». Дружба дружбой, а приглядеть за конкурентом не помешает.


Впрочем, Доминго, может, и чувствует конкуренцию, но не боится. Его конкурсу оперных певцов 18 лет, в мире он котируется высоко, а механизм отбора голосов предельно прозрачен. Московские меломаны могли прослушать все сорок допущенных на второй тур претендентов; к финалу умирали от усталости и участники, и зрители, и жюри. Дирижировал финалом лично маэстро Доминго, и надо было слышать, как он подхватывал любые нюансы в вокале — словно пел сам. Пришедшая к финишной прямой чертова дюжина певцов исполняла по одной арии, а четверо из них еще и песню из испанской разновидности классической оперетты — сарсуэлы. Финалисты тяготели к телесным парадоксам: чем ниже у вокалиста бас, тем субтильнее его обладатель. И наоборот: чем больше обертонов, объема и легкости в голосе у тенора, тем внушительнее были его размеры.


Шутки шутками, но жюри было вполне серьезным. В нем собрались директора крупнейших театров, которые отлично знают нужды мировой сцены. А они сейчас такие же, как и в золотой век бельканто: безупречный профессионализм всегда должен быть подкреплен сильной индивидуальностью. Больше других требованиям ответили эмоциональная южноафриканка по имени Претти Йенде и американец южных кровей Рене Барбера. Уже взявшая приз за сарсуэлу сопрано Претти разрыдалась от неожиданности, услышав, что победила и в классическом вокале. А тенор, манерами напоминающий молодого Паваротти, напротив, был уверен, что его оценят высшим баллом — по органике исполнения ему действительно не было равных.


Второе место досталось молдаванке Ольге Бусуеч. Громадным неотесанным голосом этой певицы заслушался Валерий Гергиев — он, наверное, мог бы вырастить из нее сопрано уровня Анны Нетребко. Говоря по правде, русские певцы смотрелись на общем фоне блекло, и оценки баритона Константина Шушакова и сопрано Ольги Пудовой были, пожалуй, чуть завышены из вежливости по отношению к хозяевам. И все же ни вопиющих подмен, ни очевидных натяжек Operalia себе не позволила.


А еще конкурс показал в действии неблизкую России модель, при которой оперный режиссер и певица Марта Доминго заседает в жюри, композитор Доминго-младший пишет гимн Operalia, а мэтр Пласидо Доминго осеняет действо своим легендарным именем и активным участием. Мы в России склонны видеть в такой модели междусобойчик. Но оказалось, что семейный в основе бизнес поддерживает престижный музыкальный конкурс лучше иных государственных махин.

 

[балетный критик]

Лейла Гучмазова


"Итоги"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе