Попса ошансонела, шансон опопсел

"Эх, разгуляй!": скрепы трещали, но не сдавались.
Шли мы, стало быть, из «Олимпийского» с концерта-марафона «Эх, разгуляй!» радио «Шансон», кто в каких штанах, конечно, но все в восхитительном настроении. 

Поскольку одна радость и фееричный кайф наблюдать, как вся эта лживо-лицемерная и ханжеско-пуританская свора каждый раз глотает пыль, когда Шнур кладет на их «духовные скрепы» свой огромный творческий болт. Визжат, пыхтят, гневятся, грозят карами думскими, анафемой прокурорской, штрафами вселенскими, каторгой сибирской, а поделать ничего не могут. Народ хавает и кладет вместе со Шнуром на эти визги и козьи морды все свое народное ликование. И уже в самом центре Москвы под восторженный вой ошалелого зала шансонный праздник завершается трехэтажными воплями «лениградской» солистки про те самые штаны…

Сергей Шнуров со своей восхитительной группировкой «Ленинград», включающей собственно Великого и Ужасного, новоприобретенных очередных девиц Василису и Флориду и, разумеется, весь умопомрачительный мультиинструментальный бэнд, в котором хороши все – от барабанщика до гитаристов с перкуссионистами, но особенно роскошна, конечно, духовая секция, не уступающая, в принципе, эстетским буйством и куражом культовому The No Smoking Orchestra Эмира Кустурицы с его балканским чем-не-шансоном, завершала пятичасовой концертный марафон, и забитый под завязку 15-тысячный зал по этой причине не расходился до самого финального аккорда. 

На моей фейсбук-страничке общественность недоумевала. Бежавший, видимо, когда-то в Нью-Йорк соотечественник не мог взять в толк: «Что-то я не понял, Шнур у вас уже шансон?» Нашелся глубокомысленный ответ: вся страна – шансон, лет 100 уже…

Состав беспрецедентного марафона действительно озадачивал на первый непосвященный взгляд. Помимо традиционных для шансона «ценностей» в лице, скажем, группы «Лесоповал», Михаила Шуфутинского, Александра Розенбаума, Евгения Кемеровского, Ирины Круг, Анатолия Полотно и Феди Карманова, и даже (с известным допущением) Елены Ваенги, Стаса Михайлова, Дениса Майданова или Александра Буйнова там были все, кто запросто и по-свойски фланирует обычно на любой поп-рок-шпок-церемонии, все, так сказать, сливки и весь бомонд отечественной попсы – от Лолиты и Тани Булановой, от Михаила Бублика и «Бурановских бабушек» до A-Studio, UmaTurmан, Интарса Бусулиса, «Хора Турецкого», Олега Газманова, Сосо Павлиашвили, Кристины Орбакайте, Леонида Агутина, и даже Валерии с Николаем Трубачом. Не хватало разве что Бориса Моисеева с «Голубой луной»…

Паническому ужасу, что вся наша эстрада ударилась в тюремный блатняк, впрочем, предаваться не стоит. Они пели то, что поют обычно. Набросившихся с недоумением журналистов Сергей Шнуров осадил форменным стебом с премудрыми рассуждениями о сути и природе постмодерна: «Сегодняшнее шоу – это такой воплотившийся бытовой постмодерн, и это определенный этап для меня как последовательного постмодерниста», - сказал он. Журналисты хлопали глазами. Шнур решил их все-таки пожалеть и выразился более понятными словами: «Вообще, у группы «Ленинград» была задача – сыграть на всех возможных фестивалях в этом году, и мы с ней справляемся. Мы, можно так сказать, сыграли во всех жанрах».

В том, что жанровая палитра «Лениграда» весьма пестра, впрочем, не большое откровение, и суть этого объединяющего всю нацию собственной духовной скрепой проекта заключается не столько в музыкальном стиле того или иного убойного хита, сколько в Шнуровой формуле: «Осмысление бессмыслицы и есть поэзия».

Легендарные ветераны эстрады Владимир и Елена Пресняковы (родители младшего Владимира), не первый раз участвующие со своими хрестоматийными «Самоцветами» на шансонных вечерах, рассуждали о судьбах эстрады и нашей музыки с мудрой высоты прожитого и сделанного! Музыка глобальна, шансон, как нишевая история, рожден не только во глубине советского ГУЛАГа и воспевает тюремную ментальность, но и продолжает намного более изящные традиции городского романса. «Прямой перевод французского слова chanson – песня, – заметил Владимир Петрович, – поэтому любые такие большие фестивали, по сути, праздник песни, музыки, эстрады. Музыка разная. Главное, чтобы она была хорошая. В этом – кредо всего эстрадного жанра». И затянули как-то на одном из «Рузгуляев»: «Мой адрес Советский Союз»…

Праздник «хорошей музыки» с клеймом made in chanson закончился на вполне жизнеутверждающей ноте, а мои друзья в «Фейсбуке» хохотали: «Скрепы трещали, но не сдавались»…
Автор
Артур Гаспарян
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе