Ольга Бородина: Пора попытаться создать русскую вокальную школу

На конкурсе Чайковского определились финалисты у певцов. В третий тур прошли три сопрано - Мане Галоян, Светлана Москаленко и Антонина Весенина, меццо-сопрано Юлия Маточкина, бас Дмитрий Григорьев, баритоны Ганбаатар Ариунбаатар и Хан Сын Ю, тенор Чуаньюэ Ван. По окончании второго тура член жюри конкурса Чайковского, одна из лучших меццо-сопрано мира, солистка Мариинского театра Ольга Бородина прокомментировала ход конкурса.

Какое у вас общее впечатление от конкурсантов-певцов в этом году?

Ольга Бородина: Конкурс получился сильным. Меня обрадовало, что по сравнению с прошлым конкурсом исполнительский уровень участников вырос. И не важно, какой национальности певец, будь он монгол или кореец, если музыка, которую он исполняет, трогает до слез. А музыка ведь становится никому не нужной, если перестает брать за душу.

Некоторых участников конкурса мне было очень интересно слушать. Было много замечательных голосов, но было слышно, что им не хватает выучки. Поэтому хотелось бы обратить внимание педагогов, чтобы они очень серьезно и ответственно отнестись к вопросам школы. По большому счету русской вокальной школы никогда и не было, мы всегда все у кого-то заимствовали. Может быть, наконец, стоит все то, что мы за эти годы заимствовали, объединить в одно целое, учитывая нашу русскую душу, наш богатый обертонами голос, и попытаться создать русскую школу? Недаром же русские голоса так популярны и востребованы во всем мире: потому что они большие, красивые, с душой.

Насколько стрессовой представляется вам программа конкурса у вокалистов? На двух первых турах в ней соседствуют произведения разных эпох, требующие разной исполнительской манеры.

Ольга Бородина: Для того и нужны такие стилевые колебания, чтобы проверить молодых певцов во всех ипостасях. Конкурсант должен быть готовым к испытаниям. Когда я отмечала свое 50-летие, я тоже решила себя проверить, и поняла, что, слава Богу, могу. Даже джаз спела.

Певцы, выступившие на конкурсе, молодые, у них еще есть шанс научиться. Сегодня у всех есть право выбора - возможность ездить по странам в поисках коучей. Это не советские времена, когда мы стояли по стойке смирно, и выбирали нас, а не мы. Сегодня есть все возможности для того, чтобы быть лучше. Самое главное, чтобы вопрос денег не стоял во главе угла. Если раньше мы работали ради искусства, для людей, а деньги стояли где-то на дальнем плане, то сегодня иногда все выглядит ровно наоборот, и это очень мешает настоящему искусству. Современная молодежь другая. Может, я слишком придирчива, но мне бы хотелось видеть ее более чувственной, чуткой, более духовной.

Что можете сказать о финалистах?

Ольга Бородина: Прежде всего, я должна сказать, что все, выступившие во втором туре, были талантливыми. Но многие во втором туре потеряли, "сломались" из-за того, что почему-то решили расслабиться после первого тура, где всем был присущ ажиотаж, кураж, адреналин. Но были и те, кто и первый тур спел хорошо, а второй - еще лучше.

Мне показалось, что на этом конкурсе иностранцы очень качественно выучили романсы Чайковского.

Ольга Бородина: Да, романсы Чайковского были подготовлены очень качественно. Признаюсь, меня радуют своим рвением китайцы и корейцы, которые очень хорошо готовятся. Любопытно, от некоторых мужчин я услышала, что они готовились к романсам Чайковского по моим записям.

Как вы чувствуете себя после плотного режима конкурсных прослушиваний?

Ольга Бородина: Мне показалось, что XV конкурс Чайковского прошел даже как-то легче, чем прошлый. Новая система голосования оказалась правильной, она полностью оправдала себя. Никто ни с кем не сговаривался, никто никого не подначивал.

Единственная меццо-сопрано, попавшая в третий тур, - Юлия Маточкина. Вы чувствуете в ней наследницу ваших традиций?

Ольга Бородина: У нее другие традиции. Мы - разные. Юля - очень талантливая. Я бы посоветовала ей больше внимания обращать на духовный аспект в отношении к музыке и исполнению. С остальным у нее все прекрасно - шикарный голос, хотя некоторые придирки к нему, конечно, имеются, но я в принципе придирчивая, в первую очередь к себе.

Скоро ей предстоит исполнить партию Марфы в "Хованщине" в Мариинском театре. Не ревнуете?

Ольга Бородина: Да, ну, что вы, конечно, нет. Спаси господи! Сколько же лет еще мне Марфу петь!

То есть вы благословляете ее на путь оперных побед?

Ольга Бородина: У нас, как известно, благословляет Валерий Гергиев.

Справка "РГ"

Прослушивания третьего тура состоятся 30 июня в Концертном зале Мариинского театра. Певцы в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Павла Смелкова исполнят два произведения - обязательную арию из опер Петра Ильича Чайковского и арию по выбору исполнителя. Для колоратурных сопрано по регламенту конкурса обязательно исполнение арий из опер Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Автор
Владимир Дудин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе