Новые русские Jack Wood: готический панк-блюз из Томска

В завершение спонтанно образовавшейся недели новой русской музыки — представление ее возможных новых героев: сибирское трио играет на гитарах и барабанах так, как было заведено в 60-х и 70-х, сочиняет песни, которые искрят от электричества, и дает концерты, которые не забываются.


Чтобы преодолеть гипотетический кризис рок-н-ролла, нужно просто ничего не знать о том, что рок-н-ролл в кризисе.


…Во всяком случае, похоже, что именно этот казус мы имеем в случае группы Jack Wood — о которой, справедливости ради, тоже непросто узнать что-либо кроме того факта, что они играют рок-н-ролл. Ну то есть — факт, что они из Томска. Факт, что их трое. Факт, что один из участников играет на гитаре, другой — на барабанах, а девушка — поет. Факт, что они блюдут стиль — черные волосы, черные джинсы, черные футболки, черная тушь; мы, короче, пришли с черными гитарами. Факт, что звучат их песни крайне горячительно, задорно и страстно. На этом факты кончаются и начинается область мифов — вплоть до того, что имена свои музыканты не сообщают; вплоть до того, что на YouTube про них можно найти 1 (один) ролик, и тот является репортажем некоего регионального телевидения об их концерте; да и даже во «Вконтакте» видео не сильно больше.


Почему тогда вообще стоит про них знать или рассказывать? Потому что на Bandcamp имеются полтора их альбома — точнее, одна живая запись и одна студийная, — и их, по-моему, достаточно, чтобы группой всерьез заинтересоваться. Ничего вроде бы особенного: гитарная грязь, гаражный звук, вывернутый наизнанку, доведенный до истерики, посаженный на электрический стул блюз, наждачное ретро по следам The Kills или там The White Stripes — но в том-то и дело, что Jack Wood будто бы черпают свою энергетику ровно из того же источника, откуда эти достопочтенные зарубежные коллективы. Их песни по-настоящему искрят и кусаются — и, разумеется, все они на английском, но тут дело совсем не в том, что спето (тем более что, как правило, толком не разобрать), а в том, как спето. Девушка, которая у Jack Wood стоит у микрофона, в каждом номере как будто исторгает из себя демонов; орет, голосит и плачет так, что страшное дело. Короче говоря, Jack Wood — ровно та группа, которую хочется как можно скорее увидеть живьем; а ровно для таких и предназначена рубрика «Новые русские». Ну и раз уж мы о мифах и легендах — их о Jack Wood и так уже имеется достаточно, даже помимо тех, что они сами о себе рассказывают (см. ниже). Говорят, однажды они почти случайно, на свои деньги, приехали в Москву, чтобы сыграть в China Town на разогреве у кого-то малозначимого, — и превратили заведение в подобие CBGB, посвятив концерт Ричарду Хеллу; а звукорежиссер клуба после концерта под впечатлением от произошедшего ушел в запой. Говорят, что группа в своем родном Томске существует на смешные деньги, а вокалистке временами приходится подрабатывать диджеем в стрип-клубе или петь джазовые стандарты в ресторанах — и именно там она выучилась так властно и дерзко работать с публикой. Говорят, что та же вокалистка поет с совсем малых лет — и в 90-х даже выступала в Московском Кремле в составе детских хоров. Говорят, этой зимой они выступали на фестивале в Воронеже — и всех там побороли, включая гипотетических хедлайнеров вроде Tracktor Bowling и Alai Oli. А еще говорят, что на концерте в Рязани вокалистка в какой-то момент положила публику на пол — и пошла по залу, ступая по телам. А еще как-то раз попала в прямой эфир томского телевидения с местным мэром и высказала ему все, что думает о местной культурной жизни, и таким образом добилась того, чтобы на центральной улице выделили помещение под выставку современного искусства. Справедливости ради отметим, что большую часть из вышеприведенного говорит конкретно неутомимый искатель талантов отечественного производства А.Кушнир (дисклеймер: я узнал о группе не от него), который уже забукировал для ансамбля хедлайнерский слот на ближайшем фестивале «Индюшата», поэтому что тут правда, а что присочинено, решать тебе, дорогой читатель. Но как минимум правдой является то, что промоутер Бортнюк уже позвал Jack Wood на свое «Стереолето». Да и вообще — даже судя по песням, с них станется.


На самом деле в 2012 году уже, конечно, не должно удивлять то, что в Томске может существовать группа, которая умеет качать суровый растрепанный рок-н-ролл в духе The Kills так, чтобы это было по-настоящему. Но в случае Jack Wood это все равно удивляет.


«Мы стараемся никогда не называть своих имен, потому что у некоторых людей по поводу имен могут возникать какие-то ассоциации и штампы. А штампов мы стараемся избегать.


Мы постоянно собираемся вместе, много импровизируем, пишем песни и напиваемся. Гитарист наш занимается информационной аналитикой. Чем барабанщик занимается — мы даже не знаем, но знаем, что сейчас он спит, а по работе ему приходится много ходить. А вокалистка нигде не работает — сейчас вот мы открыли выставку, и она торчала там целыми днями. Выставка называлась «Холл» и представляла разных местных фотографов, художников и диджеев. Мы же из глубокой Сибири, у нас здесь очень мало таких вещей происходит, за такими вещами все чаще всего уезжают в Москву или Питер. И то, что такая штука происходит в центре города, — это маленькая революция. А революция — это всегда классно.


Группе нет еще и года. Образовались мы странно. Когда-то в детстве у нас была собака, звали ее Джек. Как и все собаки, она имела свойство умирать и однажды сдохла. И мы ее закопали в лесу — и нарисовали карту, где находится захоронение, потому что сильно по поводу кончины Джека переживали. Прошло много лет, мы, конечно, об этом забыли — а как-то раз в прошлом году, напившись, вдруг вспомнили и решили найти место, где собака закопана. Но мы были очень пьяные и не рассчитали время. И когда дошли до места, было уже очень темно. Естественно, мы ничего не нашли и уже не знали, как из этого леса выбираться. Решили ловить машину. Остановился парень — симпатичный, но угрюмый. Любезно согласился подвезти нас до города. Мы давай его расспрашивать — зачем он в лес поехал, что искал. И он рассказал, что поехал искать кости, чтобы сделать из них барабанные палочки. А мы в тот момент как раз начинали что-то делать и барабанщика у нас не было. В общем, это знакомство сыграло ключевую роль, и по поводу названия вопрос не стоял. Собаку звали Джек — значит Jack. Закопана в лесу — значит Wood.


Мы хотели делать грязь. То, что нас сравнивают с The Kills, приятно — далеко не худшая группа. Мы начали делать что-то вместе, потому что мы одинаково против систем, которые образуются вокруг нас, против тех представлений, которые люди навязывают себе и живут ими на наших маленьких улицах. Мы играем так, потому что по-другому играть не можем. Просто один начинает играть, подключается второй, вокалистка начинает петь — и возникает общая волна. Ну и образ жизни сказывается.


То, что происходит сейчас с гитарной музыкой… Мы не живем сейчас в том мире, в котором живет большинство людей. Мы мало пользуемся интернетом, мы не любим всякий хай-тек, у нас стоит оборудование 60-х годов, мы не любим процессоры и цифровой звук. Нам нравится то время, и душой мы там. И музыку мы тоже слушаем в основном старую. Те же The Doors или Led Zeppelin у нас всегда играют и всегда подходят под настроение. Правда, недавно вот открыли Tame Impala из Австралии — несмотря на то, что группа современная, она явно на той же волне.


Мы сейчас всеми силами пытаемся записывать альбом и собираем в Праге свою студию. Это, конечно, лоу-фай такой, чистой воды гараж. Прага — хороший город, там можно бюджетно жить, панковать и особо не напрягаться. Терять нам в любом случае нечего, и когда нас друзья туда позвали, мы решили, что обязательно попробуем. Но поскольку мы туда-сюда кататься не можем чисто по финансовым причинам, пока этот вопрос в подвешенном состоянии.

 

Родина наша — дрянная Сибирь. Среды тут нет вообще. То есть музыкантов много, и вообще наш город часто называют студенческим, но мы не всегда согласны с теми, кто называет себя музыкантами. Вопрос в том, где твой потолок. Здесь некоторым достаточно выступить в главном клубе города — и тебя уже считают звездой и берут автографы. А уж если ты съездил куда-то по России — тем более. Настоящая деревня. Мы сами здесь не хотим выступать — только вот на этой выставке однажды сыграли, там было подходящее пространство. Но это был первый и, скорее всего, последний концерт наш в Томске. Намного интереснее выступать в других городах, где к вокалистке никто не подойдет и не скажет: «О, да в школе ты была совсем другая, я не думал, что на сцене ты будешь вести себя, как потаскуха». Вот этого всего не хочется».

Текст: Александр Горбачев

Афиша

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе