Николай Фоменко: «Сегодня место рока заняли хип-хоп и Бузова»

21 ноября в столичном «Крокус Сити Холле» и 23-го в питерском ДС «Юбилейный» пройдут концерты одного из самых любимых отечественных коллективов — бит-квартета «Секрет».
Фото на анонсе: PHOTOXPRESS


Корреспондент «Культуры» пообщался с сооснователем проекта, бас-гитаристом, вокалистом, поэтом и композитором Николаем Фоменко.


Фото: Андрей Никеричев/mskagency.ru


культура: Предстоящие сеты приурочены к 35-летней годовщине выхода дебютного альбома группы? 

Фоменко: Не совсем так. Во-первых, традиции отмечать даты выпуска тех или иных пластинок у нас нет. А во-вторых, альбом «Ты и я» хоть и вышел в 1984-м, записан был на год раньше. Да и что значит «вышел»? Можно ли в полной мере говорить об этом релизе как о полноценном аудиопродукте? Ведь он худо-бедно разошелся по стране лишь на магнитофонных лентах — тогда «Секрет» был еще полузапрещенным коллективом, издавать пластинки нам не разрешали. Поэтому официальным диском тот альбом назвать, наверное, нельзя. Но мы его, несомненно, на концертах вспомним, несколько вещей из него сыграем.

Вообще, программа московского и питерского выступлений предполагается довольно масштабная. Планируем исполнить, если не ошибаюсь, 34 произведения. Прозвучат как новые композиции, так и те, которым сто лет в обед. Положение обязывает, ведь среди поклонников группы, слава Богу, есть оголтелые фанаты, которые отправятся вслед за нами из Москвы в Питер, будут устраивать флешмобы и прочие чудаковатые перформансы.

культура: Бит-квартет «Секрет» занимает особую нишу на отечественной поп-рок-сцене. С одной стороны, группа уже не так активна, как во второй половине 80-х — начале 90-х годов прошлого века. С другой — эдаким «юбилейно-датским» проектом вы тоже не являетесь. 

Фоменко: Совершенно верно. Мы просто играем для собственного удовольствия. Ну и, разумеется, всегда помним о поклонниках.

Иногда возникают и неожиданные повороты: например, лет пять назад нас попросили записать песню для финальных титров фильма «Елки-3». Примерно тогда же записали и последний на сегодняшний день альбом. Мы создаем не так много новой музыки, поскольку у каждого весьма насыщенная жизнь, и уделять массу времени совместному музицированию не всегда получается. Однако, надеюсь, еще один диск в обозримом будущем выпустим — по крайней мере, планы такие есть.

Многие наши песни, в том числе и новые, находятся в активной ротации, что приятно. Ведь мы давно уже специально не занимаемся раскруткой, промоушном, созданием видеороликов и прочими оргвопросами. То есть не боремся за места в хит-парадах, крайне редко устраиваем масштабные туры по городам и весям и в целом не ведем битвы за зрителя. С учетом этого вдвойне отрадно осознавать: поклонников у нас по-прежнему немало, причем ряды их неустанно пополняются молодежью. Видимо, родители в свое время правильно воспитали своих детей (улыбается).

«Секрет» сегодня не то чтобы группа зубров-профессионалов, которая, словно по мановению волшебной палочки, собралась и заиграла. Скорее, это своего рода семейный коллектив — мы ведь знакомы с детства. Несмотря на разнообразные домыслы и слухи, очень тепло общаемся друг с другом.


Фото: PHOTOXPRESS


культура: Жанр рок-мемуаристики в нашей стране теперь в тренде. Многие музыканты делятся воспоминаниями, выходит масса работ, созданных людьми «со стороны». Есть своя библиографическая история и у «Секрета». Существует ли более-менее достоверное литературное жизнеописание группы? 

Фоменко: Я к подобным «начинаниям» отношусь спокойно. Со временем научился понимать: известный человек себе не принадлежит. Любые биографии — это в большей или меньшей степени досужие домыслы. Сейчас модно ностальгировать по советскому прошлому, выходят книжки про Цоя, «Аквариум», Майка Науменко, снимаются фильмы. Но мне, как человеку, варившемуся в этом соку, знающему ситуацию не понаслышке, читать подобные байки, право, смешно.

Представьте себе: кто-то, лично с вами не знакомый, написал некий текст про вашу жизнь. Как отреагируете? Тут либо ругаться, либо научиться воспринимать все хладнокровно и даже философски. Я выбрал второй путь. Порой некто, мнящий себя писателем, всего лишь взглянув на вашу фотографию, делает выводы: любите вы жену или нет, хорошие ли у вас взаимоотношения с детьми. Прочитаешь, например, про своего дедушку или прадедушку и призадумаешься: ах вот оно, оказывается, как было... А я и не догадывался. Так что, сами понимаете, особого внимания подобным «откровениям» уделять не стоит.

Недавно ко мне обратился один корреспондент: «Куда вы тратили ваши огромные зарплаты? Какие машины покупали?» Ну что незадачливому журналисту ответить? Разве ему можно объяснить, что для подавляющего большинства населения Советского Союза понятия «деньги» вообще не существовало, а автомобиль, при всем желании, приобрести было практически нереально...

культура: Недавно пересмотрел замечательный фильм 1986 года «Как стать звездой», в котором снимался и бит-квартет «Секрет». Если после названия этой ленты поставить знак вопроса, какой бы дали ответ? Изменился ли с годами рецепт покорения музыкального олимпа? И вообще, не возникает ли у Вас ощущения, что сегодня само понятие «рок-звезда» несколько девальвировано? Если в 60-е, 70-е и даже 80-е, казалось, все хотели быть рок-идолами, то нынче эта профессия уже не представляется столь престижной. 

Фоменко: Не сказал бы, что произошли сколь-нибудь кардинальные изменения. К «звездам», как и прежде, стремятся многие, но, стараются по мере возможности миновать тернии. Просто место рока занял, скажем, хип-хоп. Некоторые также хотят стать певицей Ольгой Бузовой — а почему бы и нет?

Единственное, несколько изменились сами технологии продвижения, и темы, поднимаемые в поп-культурных произведениях, стали поплоше. Мне кажется, многие сочинения Александра Сергеевича Пушкина с наскоку среднестатистический молодой человек не поймет. «Не дорого ценю я громкие слова, от коих не одна кружится голова...» — ну о чем эта строчка? Для ее интерпретации нужна определенная интеллектуальная подготовка. Зато если какая-нибудь певичка «сбацает» что-нибудь про поцелуи — все ясно.

А девальвация... Конечно, она есть, однако касается не только рок-н-ролла, но и общества в целом. Впрочем, знаете, это прекрасно. Допустим, есть человек, который воспринимает определенные культурные коды, а подавляющее большинство вообще не понимает, о чем идет речь. Ну и хорошо, поскольку, на мой взгляд, будущее за 5–7 процентами высокообразованных людей.

Ведь развитие высоких технологий не делает нас ближе, напротив — мы катимся к феодальному, а порой даже первобытнообщинному строю. С одной стороны, это ужасно, с другой — упрощаются условия для конкуренции, являющейся непременным условием развития социума. Да, в подобной ситуации мы не получим новых Леонардо да Винчи «в промышленных масштабах», но их и не должно быть много.

культура: Кстати, насчет новых технологий. Насколько интернет изменил Вашу жизнь? Читаете ли Вы книги в классическом бумажном варианте? 

Фоменко: В последнее время отметил: наступает момент «физического опустошения». Могу судить хотя бы на примере автоспорта, к которому неравнодушен. Многие гонщики мирового уровня тренируются на видеосимуляторах, воссоздающих иллюзию работы водителя за рулем. И я тоже попал в подобную ситуацию. Но с полной ответственностью заявляю: меня от этого тошнит...

По-прежнему запоем читаю книги (обычно как минимум три издания одновременно), однако цифровой формат не люблю. Хотя к новым технологиям отношусь в целом хорошо. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»: «Ничего не будет... Одно сплошное телевидение». Палка о двух концах: телевидение под натиском интернета в обозримом будущем сдаст позиции, но все равно продолжит существовать в том или ином виде. Да и недалек тот момент, когда интернет тоже превратится во вчерашний день. Технический прогресс не остановить.  

Однако, надеюсь, нам все же удастся сохранить свою идентичность. Ибо мы по природе своей эмоциональны, и это главное, что отличает человека от насекомого. Так что я настроен вполне позитивно.

культура: Вдохновляет ли Вас что-нибудь в мире современной популярной музыки? 

Фоменко: Помните ставшую крылатой фразу из знаменитого фильма «Александр Невский»: «коротка кольчужка»? Так вот с песнями то же самое: крайне сложно сегодня предложить массовому слушателю нечто принципиально новое. Нам осталось лишь интерпретировать. Но, знаете, интерпретация тоже заслуживает внимания, в особенности если она сделана и подана талантливо.

Другое дело, что вне рамок «Секрета» я сосредоточен немного на другом: занимаюсь классической музыкой, играю на скрипке. Более того, готовлю большую скрипичную программу, скажу вам по секрету, — прошу прощения за невольный каламбур. И отчетливо осознаю: возьмите, скажем, творчество Чайковского, разберите на составные части — и получите всю популярную музыку ХХ века. В единственном скрипичном ре-мажорном концерте Петра Ильича можно при желании «услышать» примерно двести альбомов, созданных на протяжении последних шестидесяти лет.

культура: Вы состоялись во многих профессиях: певец, композитор, поэт, актер театра и кино, теле- и радиоведущий, шоумен... 

Фоменко: Да-да, городской сумасшедший, чего уж там...


Фото: Александр Рюмин/ТАСС


культура: В какой сфере деятельности ощущаете себя наиболее комфортно? 

Фоменко: Все дело в грамотной организации труда. График расписан очень плотно, главное — умение своевременно переключаться с одного на другое. Все перечисленные профессии интересны мне с раннего детства. Поэтому просто стараюсь заниматься тем, что нравится, и по возможности удивлять как себя, так и аудиторию. А сегодняшнюю публику удивить довольно легко.

культура: Николай Фоменко со стороны производит впечатление самодостаточного и в целом довольного жизнью человека. Это правда или, может быть, остались какие-то нереализованные амбиции? 

Фоменко: Я стараюсь действовать так, чтобы планы мои воплощались. Иду по жизни, ничего не бросая и не оставляя недоделанным. Пытаюсь все доводить до конца. Главный залог успеха, на мой взгляд, — работать во имя собственного удовлетворения, а не пытаться завоевать сердца миллионов.

Я всегда привожу один пример (ни в коей мере не сравнивая): Майкл Джексон уже никогда не станет более известным, чем в настоящий момент. Поэтому не надо прыгать выше головы — просто нужно делать то, что лучше всего получается.

Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе