Музыкальная среда. Нойз-проект Temple

Ругать современную российскую музыку стало традицией, а об исполнителях своего региона многие вообще ничего не знают. “Улица Свободы” решила исправить этот дисбаланс, и сегодня в проекте “Музыкальная среда” рассказать о нойзе - андеграундном направлении, отрицающем мелодию и музыкальный ритм.
Под нойз не танцуют. Выступления нойзеров часто сопровождаются странными перформансами и сюрреалистическим видеорядом. Одним из ярких нойз-проектов в Ярославле является Temple - 25-летний Александр Беняков, инженер звукозаписи, сотрудник ярославского цирка, радиофизик, записывающийся на собственном некоммерческом лейбле Rapen Winter Records (RWR).


Выступления проекта Temple на фестивале “Дисциплина. Часть 4”. Ярославль

В чем суть нойз-направления?
Кратко - это свободный стиль музыки, который строится на взаимодействии автора непосредственно со звуком как арт-объектом. Причем звук этот может вписываться, а может и нет в гармонический ряд. Изначально, это были эксперименты с чистыми абсолютно немузыкальными шумами.

Когда и как ты записал первый трек?
Несколько вечером подряд я возвращался домой на троллейбусах, таких старых, лязгающих. На третий или четвертый раз взял с собой кассетный плеер и потом, на основе этих записей, свел свой первый трек. Это был февраль 2007 года. О звукозаписи я тогда не знал практически ничего, все делалось на авось и ради эксперимента. Почему-то результат меня удовлетворил, и я стал заниматься проектом дальше.

Что вдохновляет на запись треков?
Мой проект не затрагивает какие-либо идеологии и глубокие копания. Что-то идет из снов. Недавно появилась идея сделать альбом “Сказки детей кукурузы”. Это рабочее название. Вдохновляющим фактором стала история поселка Красный Профинтерн, его дореволюционная архитектура и местные пейзажи.

Как появился твой лейбл?
Лейбл я создал по двум причинам. Во-первых, свои произведения все-таки хотелось издавать в “твердом” виде, хоть даже и в самиздате. Во-вторых, нашлись дружественные проекты, которые тоже захотелось продвигать.

За моими плечами 5 лет работы в сфере профессионального звука и света. Постепенно я стал обрастать аппаратурой, появилась возможность действительно экспериментировать со звуком, приобретать винтажные синтезаторы, процессоры для обработки сигналов и прочее. Но если честно, чем больше ты знаешь и имеешь технически, тем сложнее сочиняется и реже приходит вдохновение.

Значит ли это, что любой человек может записываться самостоятельно? Что для этого необходимо?
Вообще, нойз-артисту профессиональная студия по большому счету не нужна, все можно записать и свести дома (как это и делается в 90% случаев). Правда, кое-какие правила звукозаписи все-таки распространяются на шум. Звук здесь - как шаманский бубен, если на слушателя он не действует, значит гнать такого шамана в тундру на мороз. Иногда требуется насыщенное низкочастотное звучание, или, к примеру, резкие, как зубная боль, синтезаторные запилы.

Дома я записываю то, что не требует специальных приспособлений и не создает много шума - например, синтезаторы. И конечно, все наработанное свожу. А разные шумы, какие-то техногенные звуки, голос - пишу в других местах. Диски обычно продаются на концертах, или, что наиболее характерно, распространяется по почте - так называемый мейлордер. То есть все идет через Интернет.



Написание нойз-музыки приносит доход?
“Артист, забудь про деньги”. Шумовики не ваенго-лепсо-михайловы, они не будут собирать стадионы и продавать альбомы в количестве, превышающем население земли. Взять любой более-менее андеграундный стиль - денег он не приносит. Скорее, это хобби, причем с поглощением ресурсов, а на выходе может ничего не получиться.

Как музыкант поначалу воспринимает нойз? Да делай, что хочешь. Вот микрофон у тебя пофонил, дверь гаража заскрипела. Так и писались легенды жанра, поскольку до них ничего такого не было - все было в новинку, “современное искусство”. Но ведь композицию никто не отменял. Сейчас об этом забывают. А еще о том, что шутка, повторенная дважды, на самом деле не смешна.

Насколько популярен нойз в Ярославле и области?
В Ярославле такой музыкой занимается человек шесть. Про людей из области не слышал. Говорят, что-то делают в Рыбинске и Данилове. Нойз-концерты в Ярославле начали проводить в конце 2006 года - начале 2007 года. Правда до этого привозили некоторых звезд стиля, например Bad Sector.

Сейчас нойз-концерт - это вообще редкий зверь. Тем более в нашем городе. Самая большая проблема в том, что нет залов, которые могли бы адекватно принять шумовой фестиваль. Хозяева различных заведений тоже не особо хотят сдавать площади, поскольку не все способны вынести 3 часа шума. Всегда выгодней пустить корпоратив или свадьбу.

Я организовывал пару мероприятий, и скажу лишь, что прибыли это не приносит, а выматывает здорово, особенно, если ты еще и вступаешь. Последний нойз-фестиваль - “Дисциплина”, мы делали в апреле 2011 года. Можно нарисовать примерную картину нойз-феста: зал на 100+ мест, темный, с экраном и проектором, с качественным звуком, со светом, 4-5 проектов.


Кто приходит на выступления?
Обычно один и тот же круг зрителей. В основном это музыкальная и околомузыкальная андеграундная тусовка. Выступая в своем городе, треть зрителей ты точно будешь знать. Возраст? В среднем 20-30 лет.

Что касается внешнего вида и перформанса - свои выступления я провожу довольно строго, в основном колдую со звуком и, если позволяют условия, со светом. Иногда все дополняется видеорядом. Мой проект - проект одного человека, но иногда я привлекаю клавишниц.

Парадокс, но зрители и нужны, и не нужны. Нужны как созерцатели произведения, а не нужны в том плане, что ты должен абстрагироваться и уйти ото всех, когда выступаешь.

Проект Temple “Вкотакте”
Скачать альбом “Раствор”
"Улица Свободы"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе