Музыкальная пауза

Министерство культуры сменило ректора Московской консерватории. Вместо профессора Тиграна Алиханова, заведующего кафедрой камерного ансамбля и квартета, пришел профессор, заведующий кафедрой теории музыки Александр Соколов. Консерваторский народ безмолвствует, за пределы местной кафешки да форумов дискуссия не выходит. Резоны для публичного благолепия, конечно, есть. Друг друга сменили люди одного круга, разве что профессор Алиханов концертирующий практик, а профессор Соколов категорический теоретик. То ли дело история с предыдущим снятием ректора. Тогда был громкий скандал с участием фирмы Tchaikovsky, якобы кучей растрат и обнародованием зарплат, доведшим рядовых профессоров до инсультов. Похожий скандал недавно сотряс и Петербургскую консерваторию. Сейчас же все, слава богу, без криминала. Смена руководства в почтенном заведении, где что ни единица, то академическое светило, проходит с заурядностью смены караула. Только напоминает почему-то смену власти в банановой республике. 

Напрягают в этой истории три момента. Во-первых, очень смешная ссылка на пенсионный возраст теперь уже бывшего ректора, будто публике лень разбираться, что ушедшему "уже" 66, а пришедшему в этом году исполнится "всего" 60. Во-вторых, официальная информация Московской консерватории о новом назначении, где среди знаков отличия нового шефа есть и такие: "почетный меценат и Благотворитель Мира-2005". Наконец, Министерство культуры точно знает, что назначенный приказом и. о. ректора без всяких закавык станет просто ректором, хотя должность, пардон, выборная, и голосовать должны люди, не склонные считать себя управляемой массой. Вот уж правда, банановая республика. 

Молва гласит, что нынешний министр культуры Александр Авдеев как истинный дипломат согласился принять свой пост при условии, что его предшественник будет достойно трудоустроен. Соколов, собственно, и не прекращал заведовать кафедрой теории музыки, даже будучи министром, и, может, тихо работал бы на этом месте и дальше, но… Грядет капитальная стройка. Старейшему музыкальному вузу отдан квартал в самом центре Москвы, вот-вот начнется реставрация легендарного Большого зала. Тут министерству позарез нужен не концертирующий ректор и не "крепкий хозяйственник", который среди музыкальной профессуры просто не сыщется. Нужен хороший аппаратчик, умеющий не мешать и представительно выглядеть. То есть новое назначение Александра Соколова не кризис-менеджмент, как можно было подумать, а совершенно рутинное трудоустройство лояльного человека в творческом, заметьте, вузе. И вот тут возникает соображение, рядом с которым тускнеют все подробности дела. 

Когда в Концертном зале имени Чайковского последний раз играли Венские филармоники, я, забыв о дивном звуке, увлеклась рассматриванием лиц. То были лощеные лица не столько почтенных бюргеров, сколько очень уверенных в своем особом статусе служителей муз. Живут венцы как афиняне в золотую пору демократии, сами себе выбирают приглашенного дирижера (!!!) и оказывают вотум доверия оркестровому менеджменту. Чтоб австрийский аналог Министерства культуры приказом сменил шефа? Да не смешите. Независимый коллектив кормит себя сам, а потому чиновник ему не указ. В этом свете Московской консерватории (да и не ей одной) пора уж выбрать, что важнее - быть на особом государственном счету, пользоваться привилегиями при распределении бюджета и, соответственно, мириться с назначениями "сверху" либо отстаивать свою автономию со всеми вытекающими последствиями. Самое удивительное, что с трудом укладывается в российских головах, - национальным достоянием можно быть и в этом случае. 

Пока же в самых что ни на есть заслуженных культурных институциях все повторяется. Сцена под Кромами из "Бориса Годунова". По существу - битва. По форме - музыкальный антракт при закрытом занавесе.

Лейла Гучмазова

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе