Митя Кузнецов - об Этно-Кузне, усадебниках и полевых цветах

Древняя музыка из Рыбинска

Митя Кузнецов живет и работает в Рыбинске, но о его проекте мультимедийной усадьбы знают далеко за пределами России. И все потому, что гости Мити Кузнецова — носители разных музыкальных традиций.

Митя Кузнецов — артист? Музыкант? Композитор? Или это понятия неотделимы?

Пожалуй, неотделимы. Это примерно, как вид спереди, вид сбоку, вид сверху и так далее. Единственное, что к этому пространственному описанию может добавиться еще много разных видов!  

Я очень люблю учиться и каждый этап обучения раскрывает еще одну грань понимания собственной проекции в этом мире. И то, что мне дается, я стараюсь сразу применить на деле, получая опыт. Закон гармонии один, просто средства его проявления разные. Может быть, мне повезло еще с тем, что я легко общаюсь с современной техникой, необходимой для реализации своих идей. Быстро обучаюсь и, конечно, благодарю Бога за все таланты, которые Он мне дает.


фото — Николай Козерин

Митя, скажите, когда и как вы поняли, чем вы будете заниматься в жизни?

Когда мне было 15 лет, и я уже должен был решать что мне делать дальше, чему учиться, я твердо сказал вслух, что мне интересна только музыка и ей я буду учиться. Правда, обстоятельства сложились так, что никуда я после школы так и не поступил, но обучение получал «в бою», на сцене. А сочинением музыки и записью занимался все свободное время от сна и концертов с группой.


фото — Павел Богданов

Вы родились в Рыбинске, что этот город для вас значит?

Мой родной город для меня многое значит. Все мои радостные детские воспоминания, счастливое время с родителями, первые творческие шаги, рождение моих детей и многое другое — каждый атом моей памяти неразрывно связан с Рыбинском. Богатая история старинного купеческого города, множество известных ярких личностей, родившихся здесь, красивое географическое расположение, да и горькие страницы истории — Волголаг, — все это заставляет мое сердце трепетать.

В каждой своей сделанной работе я стараюсь упомянуть свой город. Сейчас, когда, помимо музыки, я начал активно заниматься съемкой музыкальных клипов, я стараюсь снимать их с участием Рыбинска. Это, с одной стороны, восхищение его красивым видом на фоне просторов Волги, с другой — повод увековечить свой город. Это же счастье — жить на большой реке!

К нам из столицы приезжают снимать множество кинофильмов, благодаря сохранившемуся виду старых зданий. Было бы глупо не ценить это и не снимать самому — мне-то не нужно для этого никуда ездить, я здесь живу. Меня много раз соблазняли уехать отсюда, но мне нигде так не интересно, как в своем родном городе. Я могу сравнивать, так как много поездил по миру. Да и тише здесь, чем в столицах, дальше от суеты. Здесь время позволяет созидать.


фото — Митя Кузнецов

Если есть представление об образе жизни, то что это для вас?

Самое главное — это понять свой талант и поверить в него. Если вы поверите в него, то и станете доверять Тому, кто вам его дал. Дальше нужно стать лицом ответственным, так как талант нужно поддерживать, защищать и приумножать, «налево» не бегать, ведь с вас за него всегда могут спросить. Чтобы плоды таланта освобождали место новым росткам, и не пропали — их нужно вовремя снимать и делиться с другими. А если не знаете как поступить — обращаться Наверх, за помощью. Если вы любите то, что делаете — вы горите и творите Жизнь вокруг себя. Ведь и таланты наши — это дары Божественной к нам любви. А отвергать их или с благодарностью принимать — в этом свобода нашего выбора.


фото — Митя Кузнецов

Что вы знаете о доме, в котором живете?

Нашей усадьбе около 120 лет. Это была «купеческая дача», построенная рядом с новой, на то время, Иверской церковью, в живописном месте на другом берегу Волги, в окружении сосен, напротив Рыбинска. Вокруг храма было всего-то домов 5-6. Как мне сказала старейшая хозяйка этого дома, которая продавала мне одну из его частей, его построил крупный рыбинский фармацевт. Затем, перед революцией, он продал свою дачу ее семье, глава которой был рыбинским предпринимателем. Здесь же, в доме, у него был свой кабинет с длинным зеленым столом, где он принимал людей для деловых встреч. С началом революции ее семья была вынуждена продать часть дома и после этого дом делился на многие части. Читаешь сейчас домовую книгу, словно летопись советского периода. Сколько же человеческих судеб прошло через этот дом! После революции у дома не было единого хозяина до нашего появления. Я выкупил его у разных людей и когда он опять воссоединился, то отблагодарил нас невиданным по красоте цветением сада в первую же весну. Видимо, чтобы запечатлеть особенность этого момента, такого пока больше не повторилось.


фото — Митя Кузнецов

Чувствуете ли вы связь с землей?

Да и очень глубоко. Во-первых, куда бы я не посмотрел, всегда представляю тех, кто здесь жил. Представляю, как по дому бегали дети первых хозяев, как люди собирались семьями в саду и пили чай, как сажали первые яблони, с которых теперь мы собираем урожай. Как высоченные липы еще были маленькими деревцами и видели, как закладывали первый камень фундамента. Как люди с окрестных деревень подтягивались на вечернюю службу в наш храм, и звонарь, которого уже нет, поднимался на звонницу. Как погасла последняя свеча в храме, где трактора и полевая техника вытеснили иконы и лампады. Как рабочий народ в фуфайках спешил на паром через Волгу, чтобы не опоздать на заводскую смену… Это как живые картины, которые я рассматриваю каждый день. И это меня вдохновляет на творчество. Когда-то и я стану частью этой земли.


фото — Анна Архипова

Митя, что такое Этно-Кузня?

Это и есть мой образ жизни, мир, который я создаю. Это мой дом, моя семья, творчество и друзья, с которыми меня объединяет любовь к творчеству и к Творцу. Это моя аудио, видео и графическая студия, концертная площадка. Я стараюсь делать так, чтобы все эти составляющие находились в гармонии и все мы помогали друг другу обретать себя, вдохновляться и делать мир более совершенным вокруг себя. Так как реализацию всего творческого и технологического процесса я осуществляю прямо у себя дома от начала до конца, а мой дом — это старинная усадьба, то Этно-Кузню я называю «мультимедийная усадьба».


Сколько усадебников вы уже провели. И как вам пришла эта идея? Вы знаете что-нибудь о подобном формате в России?

В следующем году будет юбилейный сезон — 5 лет. За 4 сезона состоялись 13 усадебников. Мне нравилась идея иметь собственную сцену. Когда я купил этот дом и увидел обстановку, у меня сразу возникло ощущение, что это место специально создано для воплощения этой идеи. Возможно, даже, что и оно ждало меня. Оставалось только немного потрудиться — расчистить землю от многолетнего мусора и построить сцену. Когда мы еще жили в квартире, то к нам всегда приезжали друзья: музыканты, интересные творческие люди. А теперь появилось место, где мы могли знакомить других людей с ними. Дом открыл наш внутренний мир другим людям, сделал и нас более открытыми. Через творчество мы делимся нашей жизнью с другими. Благодаря этому, Господь сам направляет к нам интересных людей, дает новый творческий потенциал и возможности. Вряд ли такой формат еще где-то есть, потому как он очень индивидуален и построен на стечении определенных обстоятельств: наших личностях, особенного места, накопленного творческого опыта. Каждая личность уникальна, а в соединении с другими уникальными вещами дает практически неповторимый результат. Дело в том, что каждый усадебник — это как живой организм. Каждый раз он складывается будто бы сам, а все, что делаю я — это имею намерение его сделать. Мне многие люди предлагали сделать передвижной усадебник, но я не вижу в этом целесообразности. Это, наверно, как разобрать Эйфелеву башню и сделать ее передвижным экспонатом по миру. Во всяком случае, быть супер-пупер оригинальным не является самоцелью, я просто живу и делаю, как чувствую.


фото Николая Козерина

Митя, как вы думаете, почему русская музыкальная традиция и культура проигрывает западной? Или это не так?

Так нельзя говорить о культуре, конечно. Наша культура очень богатая. А музыкальную традицию это затрагивает. Я могу ошибаться, конечно, но как понимаю, русская музыка носила обрядовый характер и гораздо более, чем это происходило в Европе. Она была неразрывно связана с традициями и бытом людей, была как бы частью единого тела. Большая часть европейской музыки носила более развлекательный или эпический характер и была, скорее, приложением к празднику, чем самой его сутью. Так как традиции наши ушли, то и музыка перестала быть востребована настолько, насколько это было раньше. Скажу немного грубо: это как если бы конь сдох, а седло после него осталось. Вот висит теперь седло на стене, человек подойдет, посмотрит на него и представит коня. Потом представит себя, несущимся на этом коне по полю, волосы развеваются на ветру, а впереди простор и неведомый мир… Но отводит взгляд и… картины в голове уже другие: нужно идти машину припарковать, в магазин за продуктами забежать, успеть пару имэйлов отправить и интересный фильм в интернете посмотреть, в нем, говорят, красивая ирландская музыка звучит…


Можно ли сказать, что ваша музыка архаична?

Нет конечно. Я использую архаичный звук, но для того, чтобы донести образ того, о чем хочу сказать. Для меня музыка — это язык. Современный язык. И говорить именно на таком языке, с архаичным оттенком, мне нравится. Возможно, я хочу задержать человека «у того седла» как можно дольше…Кто знает, может, когда он вернется из своего воображаемого путешествия на коне, то обнаружит в руке букет из свежих полевых цветов!..

Неждана Рекстон

Все фото предоставлены Митей Кузнецовым с разрешения авторов.

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе