Лучезарная загадка гениального Моцарта

27 января музыкальное сообщество отмечало день рождения композитора Вольфганга Амадея Моцарта — 260 лет. Один из лучших пианистов мира — Денис Мацуев, который часто включает в концерты произведения классика, рассказал «Вечерней Москве» о своей любви к маэстро.

Когда мы говорим о самых значительных и узнаваемых композиторах, безусловно, вспоминаем о Моцарте. Это не просто слова, а результат исследований. Композитор номер один, его много исполняют. Остановите любого человека в любой точке земного шара, и он ответит, кто такой Моцарт. Этого гения все хотят слышать. Каждое произведение Моцарта — шедевр. Он никогда не повторялся. Маэстро не писал слабых вещей.

Много раз я задумывался над тем, в чем же секрет его бесконечной популярности. Запоминающаяся тема, мелодизм? Кажется, я нашел ответ на свой вопрос: самое главное в Моцарте — его гениальная простота. Чем проще сыграешь, тем он лучше звучит. Но эта простота — самая большая загадка. В моем понимании Моцарт — уникальная, лучезарная, позитивная, солнечная, волшебная энергетика.

Он — задорный, легкий, игривый и, конечно, невероятно красивый. Жаль, у композитора так трагически закончилась жизнь… Его музыка не предполагала столь печального конца. С другой стороны, если бы он прожил, допустим, до 70 или 80 лет, то, возможно, написал бы более слабые вещи. Все предназначено судьбой, и в каждом шедевре Моцарта — рука фортуны: за 35 лет жизни он написал 626 блестящих сочи нений.

Думаю, что Милош Форман в фильме «Амадей» замечательно уловил и показал образ гения. Разумеется, у каждого режиссера есть свои ключи, ходы, мысли. На мой взгляд, постоянно смеющийся Моцарт, немножко сумасшедший, любитель женского пола, выдумщик, чудак близок к реальному человеку. Но я никак не могу согласиться с трагической развязкой его жизни. Каждый раз, когда я на сцене играю его музыку, ощущаю уникальное состояние, описать которое сложно. Это пребывание с первой и до последней секунды исполнения его музыки — в ауре «гениальной простоты».

Моцарт — один из самых сложных сочинителей для любого пианиста. Не могу сказать, что сегодня я добился идеального исполнения. Каждый мой выход на сцену с Моцартом — это постижение его музыки. Благодаря маэстро я точно знаю, что все гениальное — просто и позитивно.

Среди 47 концертов для фортепиано с оркестром в моем репертуаре одно исполнение для меня особенно памятно. С радостью расскажу вам о нем.

Позвонил мне менеджер: «Денис, ты где?» Отвечаю: «У меня репетиция в Брюсселе, завтра мой концерт в этом городе».

Менеджер продолжает: «Ага, значит, сегодня вечером ты свободен — срочно вылетай в Лион, надо сыграть 23-й концерт Моцарта, заболела солистка…» Что ж, без проблем! Правда, чудовищный перелет — не было прямого рейса, пересадка со стыковкой… Конечно, уже не до репетиции, влетаю в зал прямо к концерту.

К счастью, дирижер очень хороший. Успели только коротко переговорить: момент экстремальный, поэтому будем поосторожнее, без «интерпретаций», тем более Моцарт есть Моцарт.

Заиграл оркестр — и вместо 23-го концерта звучит 21-й! Слава богу, я его тоже играл, хотя не в том сезоне, и за эти две минуты вступления вспомнил текст. Может быть, пара седых волос и появилась, но не такой плохой концерт вышел, должен сказать! Главное — музыканты всегда честны по отношению к музыке, которую играют. Важно, оставаясь самим собой и в каждый момент игры, любить композитора.

                     АМАДЕЙ

Телеверсия спектакля им. Чехова (МХАТ)
Постановка и режиссура: Марк Розовский
 Артисты: Олег Табаков, Сергей Безруков, Евгения Добровольская и др.  2003 г.



Видео добавлено Кариной Коротковой


Автор
По материалам прессы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе