«Играй же, на разрыв аорты!»

Весть об уходе Дмитрия Павловича просто сразила. На 39-м году жизни....Казалось, он был полон сил, обещавших долгую жизнь.... Но его концерты были поистине самосгоранием... "Светя другим, сгораю сам...."

ДМИТРИЙ КОГАН. Скрипач, Заслуженный артист РФ. Родился 27.10.1978 года в Москве в семье выдающихся музыкантов. Его дедушка, легендарный скрипач XX века Леонид Коган, бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец - дирижер и скрипач Павел Коган, мать — пианистка Любовь Казинская. Постоянный участник фестивалей в Австрии, Шотландии, Франции, Англии, Германии, Греции, Хорватии, США. Концертируя во всему миру. Дмитрий представлял Россию, был постоянным участниклм фестиваля имени П.И.Чайковского, фестивале «Русская Зима», фестивале Николая Петрова в Кремле, Сахаровского фестиваля. Лауреат международной премии в области музыки "Да Винчи" DA VINCI (2006). 

В художественном фильме о Николо Паганини музыка великого итальянского композитора и скрипача звучит в исполнении великого Леонида Когана. Приезд известного скрипача и внука выдающегося музыканта Дмитрия Когана в Ярославль был связан с совместным проектом Фонда поддержки уникальных культурных проектов имени Леонида Когана, инициатором которых выступил сам Дмитрий Павлович, Волковского театра и Департамента культуры Ярославской области, связанных со знаковыми событиями «Год Культуры – 2014». 

Концерт Дмитрия Когана в Ярославле стал открытием фестиваля «Памяти выдающегося скрипача XX века Леонида Когана», посвященном его 90-летию. Вечера Дмитрия Когана в Ярославле и Рыбинске стали данью благодарной памяти внука своему легендарному и великому деду. 

Знатоки музыки говорили, что Леонид Коган «родился со скрипкой в руках». Выдающийся дирижёр Евгений Светланов, работавший с Леонидом Коганом многие годы, так вспоминал о нем: «Меня всегда пленял когановский звук. Сочный, богатый, объёмный, исключительно тёплый, согретый сердечностью и широтой души, он был подобен голосу Обуховой в нижнем регистре, а в верхнем — напоминал незабываемый кристальный тембр Неждановой… Я не знаю ничего более прекрасного, и поэтому позволил себе это сравнение. О виртуозности Когана говорить много не приходится. Всё самое наитруднейшее в скрипичной мировой литературе исполнялось им с блеском и стихийной мощью». 

Я хорошо помню скрипичные концерты Леонида Когана у нас в Ярославле в 60-70-х годах. Они всегда становились ярчайшими событиями. Свой ярославский концерт в 1982 году Леонид Борисович не успел сыграть, ушел из жизни внезапно, в своем творческом расцвете, до его 60-летия еще оставались годы. Сердце великого музыканта отказало в поезде по дороге к нам, в Ярославль, где он должен был выступать в концерте вместе со своим сыном. «Дед очень любил Ярославль, мой первый детский концерт прошел здесь же, - вспоминал Дмитоий Павлович. - Атмосфера Ярославля мне чем-то напоминает Andante Cаntabile Чайковского – та же неторопливость и в то же время порывистость, глубина и тайный смысл…» 

Фестиваль «Памяти 90-летия Леонида Когана»  профессор, заслуженный артист РФ Дмитрий Коган решил после столицы открыть именно в Ярославле.

На сцене театра имени Волкова Дмитрий Коган играл на своей любимой скрипке Гварнери. В концерте он исполнил Сонату для скрипки Грига № 3 в сопровождении фортепьяно (1 отделение) а во втором отделении мы услышали Первый скрипичный концерт Д. Шостаковича из 4 частей (1. Nocturne. 2. Scherzo 3. Passacaglia. 4. Burlesque) - с нашим губернаторским симфоническим оркестром под управлением народного артиста России Мурада Аннамамедова. Можно было заметить, с какой страстью в Третьей сонате Грига Дмитрий Коган отдавался музыкальным контрапунктам, сопрягая почти бетховенские героические мотивы и романтическую звукопись. Играя сонату Грига, Дмитрий внезапно резко останавливался, это были доли секунды, совпадавшие с синкопами, взглядывал на скрипку изумленно и пристально, впиваясь в нее взглядом, подбрасывая скрипку в руках, и думалось, что вместе с виртуозным чувством духа музыки и смычка – именно эти неисповедимые паузы придают необыкновенную психологическую глубину всему произведению!
Меня несколько не устраивало, что скрипач не стоит анфас к публике. Я смотрела на него с точки зрения фото-глаза, мне хотелось, чтобы его фигура развернулась, чтобы гриф скрипки и ее завиток встали бы прямо против губ музыканта, чтобы я, наконец, увидела "кошачью голову во рту", как видел ее когда-то в Воронеже замечательный поэт Мандельштам, слушая скрипичный концерт. 

Но скрипач упрямо стоял к залу либо в три четверти, либо правым боком. Он играл, это были фаустианские размышления и мефистофельский гротеск космоса. Все было предельно и запредельно - ноктюрн, скерцо, пассакалия и бурлеска
Антракт был объявлен в 40 минут! Публика не роптала, хотя время было позднее, публика понимала нервную, физическую, психологическую затратность артиста. Ведь впереди, во втором отделении его и нас ждал грандиозный Первый скрипичный концерт Шостаковича. И в Шостаковиче, во время исполнения Пассакалии, Дмитрий подбрасывал скрипку вверх, ловил ее, издали казалось, что эта эквилибристика почти циркового свойства, эта скрипичная акробатика - и есть его драйв, необыкновенный порыв, его фантастические звуковые фиоритуры, его виртуозность рождены его же невероятными экзерсисами.

Я не знаю, на какой из многих своих скрипок он играл в этот вечер. Знаю, что его любимая скрипка – Гварнери. Дело в том, что в следующий вечер – в концертном зале «Миллениум» Дмитрий играл на пяти уникальных коллекционных скрипках мира поочередно - Гварнери, Амати, Страдивари, Гваданини и Вильома. Но у нас в театре – в его руках была одна скрипка. 

Первый скрипичный концерт Шостаковича после антракта Дмитрий Коган начал спокойно, с Ноктюрна, потом, во время Скерцо и исполнения Пассакалии Дмитрий снова пытался что-то рассмотреть в своем инструменте, подбрасывая скрипку вверх, и упрямо стоя к слушателям правой стороной. И только в самом финале ему пришлось выйти на поклон из правой кулисы, пройти уже по авансцене под несмолкаемые аплодисменты зрительного зала, повернувшись левой стороной. Он шел уверенной и вдохновенной походкой. 

Уже дома, рассматривая снимки на экране дисплея, я ахнула, увидев расцарапанную в кровь шею! Слева, там, где скрипач обычно прижимает скрипку к подбородку.... Это были даже не царапины, а разрезы, полученные во время первой части концерта. Но и во время второго отделения скрипач не думал и не пытался беречь себя, играл сильно, легко, звук был объемен и волшебен, стиль Леонида и Павла Коганов был узнаваем. Шостакович в его интерпретации был неистов, трагичен и карнавален, особенно в "Бурлеске". Коган выдал все, что мог! 

Я спрашивала у многих - права ли я в том, что виной всему плохо подогнанный или не совпавший подбородник, и, вероятно, другой скрипки не было, но ведь и нельзя музыканту заменить скрипку в концерте, ибо изменится и сломается весь строй. 

На мои вопросы специалисты мне ответили так:

- У всех скрипачей шеи и подбородки стерты. Дело такое. Профессия. А у солистов - в кровь. Музыка с кровью - это для них обычно, как у истинных поэтов, стоит вспомнить известные строки Пастернака «О, если бы знал, что так бывает, когда пускался на дебют, что строчки – с кровью..» Так же, как и сбитые в кровь пальцы у пианистов, и сорванные ногти, которые в спешке приклеивают пластырем, только бы довести концерт до финала. 

Но мне все-таки подумалось, что дело не «стертости» шеи. Произошла никому не видимая катастрофа. Скорее, обломилась крохотная часть подбородника, много ли нужно, чтобы образовался острый, как нож, край…или отломился кусочек нижнего порожка скрипки, или образовалась трещина в обечайке – скрипичном ободе во время игры Дмитрий с ужасом смотрел именно на эти части скрипки, подбрасывая ее и впиваясь в нее взглядом.

И это во время взрывного, экспрессивного исполнения! И никто в зале ничего не заметил!.. 

Осип Мандельштам, написавший бессмертную фразу: «Играй же, на разрыв аорты…» понимал, как надо играть. Как жить. Как понимать жизнь. Любить искусство в себе не жалея себя. 

Только так и надо. 

Автор
Маргарита Ваняшова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе