Его музыка не стихает в наших сердцах

В Ярославле отметили 100-летие Арно Бабаджаняна

«Вы не верьте в мою немоту, // Даже если я вдруг упаду…// Я не в землю, я в песню уйду»,- писал поэт Роберт Рождественский. Но тем более так мог бы сказать о себе его друг Арно Бабаджанян.

И эти приведенные нами строки, и радушное «бари аравот!», «добрый вечер» по-армянски, музыковеда Анны Камаевой, ведущей октябрьского вечера, посвященного столетней годовщине композитора, и его портрет, совсем по-домашнему стоящий на рояле на сцене Собиновского зала нашей филармонии, и, конечно, торжествующий взлет мелодий прозвучавшей на открытие концертной программы его «Оды Армении» в исполнении Ярославского губернаторского симфонического оркестра под управлением народного артиста России Мурада Аннамамедова – всё это задавало юбилейной программе тон, и сердечный, и праздничный.


Со временем становится яснее, какие песни выходили из-под чудодейственного пера этого мелодиста волею Божией. Не просто репертуарные, то есть входящие в репертуар ведущих советских исполнителей, и Муслима Магомаева, и Иосифа Кобзона, и Аллы Пугачевой, и Людмилы Зыкиной, и звезд мировой эстрады армянина Жака Татляна, польки Анны Герман, чеха Карела Готта, француженки Мирей Матье, американца Фрэнка Синатры. Считалось, что на отечественной эстраде певец рождается дважды – во второй раз, когда в его афишах появляются песни Бабаджаняна.

В наши дни, и особенно в году его столетия, 2021-м, когда начиная с январского концерта «Век любви» в Кремлевском дворце и юбилейной программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура», вечера его памяти прошли от Москвы до самых до окраин, мы с вами, люди разных поколений, могли все вместе убедиться, что его одушевленные настоящей поэзией мелодии на стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Леонида Дербенева остаются с нами и в новом тысячелетии.

Те, кто пришел в тот вечер в филармонию, подтвердят: сказанному нами не требуется никаких музыковедческих обоснований, достаточно просто слушать эту музыку, открыв навстречу ей наши сердца. И не только его песенным хитам, они почти все у нас на слуху и сегодня. Но и написанной по мотивам древних армянских песнопений, похожей на многоцветную фреску оркестровой «Танцевальной сюите», концертным пьесам для оркестра и фортепиано – его проникновенным «Грезам» и последнему сочинению Арно, берущему за душу «Ноктюрну», ставшему его прощальной песнью во славу жизни (соло артистки ЯАГСО Анны Аксеновой).


Своим «добрым волшебником» Арно называл великого Арама Хачатуряна. Это Арам Ильич, было дело, случайно услышал тихое пение застенчивого малыша детсадовского возраста, настоятельно посоветовал родителям, школьным учителям, показать сына музыкальному педагогу, и они этому совету, не теряя времени даром, последовали. В семь лет его приняли в группу одаренных детей при Ереванской консерватории. А еще два года спустя написал он свое первое сочинение «Пионерский марш», благодаря сердобольному участию друга семьи, поэта Егише Чаренца, опубликованное.

У Арно, блестящего пианиста, была серьезная академическая выучка. Его педагогами в московской Гнесинке были сама Елена Фабиановна Гнесина и один из зачинателей русской фортепианной школы Константин Игумнов, а в классе композиции – приверженец классических традиций «Могучей кучки» маститый Виссарион Шебалин.

На следующий год после окончания Бабаджаняном Гнесинского училища и – экстерном – Ереванской консерватории его скрипичную сонату с прославленным оркестром Евгения Мравинского сыграл Леонид Коган. По воспоминаниям близких Арно после крепчайшего утреннего кофе на творчество настраивался, играя прелюдии Рахманинова. «Эта музыка, - писал обозреватель газеты «Юманите» после исполнения во Франции «Героической баллады» для фортепиано с оркестром Бабаджаняна, - проникнута дыханием эпоса, отличается богатством жизнеутверждающих эмоций и величавой красотой мелодии». В неофициальном «табеле о рангах» современного армянского искусства эксперты будут ставить «Балладу» сразу после признанного шедевра музыки ХХ века – фортепианного концерта Арама Хачатуряна.


Песни писать стал Арно в тридцать семь лет. Когда его спрашивали, почему так поздно, он, оттенив свои слова изящным юмором, каждый раз отвечал, что просто не знал раньше, что умеет это делать. И выдавал хиты один за другим, будто наверстывая упущенное. По словам Магомаева, нередко наступал себе на пятки, не давая новой песне «раскрутиться».

Все песни Арно – о любви и верности. Он знал, что это такое. Его ангелом хранителем и музой была жена Тереза, талантливая пианистка. Музыка не стала ее профессией, всю свою жизнь посвятила она супругу, семье. Арно умел радоваться жизни. Любовь и сила духа помогали ему справиться с безжалостной судьбой. После неутешительного диагноза – лейкемии грозная болезнь отступила. Спасибо французской онкологии, тогда лучшей в Европе - он прожил еще тридцать счастливых лет, творчески плодотворных не меньше, чем в молодости.

Большая песенная программа ярославского вечера его памяти стала впечатляющим поединком двух первоклассных вокалистов, двух баритонов – солиста нашей филармонии, лауреата международных конкурсов и региональной премии имени Л.В.Собинова Александра Суханова и гостя из Москвы, лауреата конкурса «Имперская культура», призера Фонда памяти Арно Бабаджаняна Максима Щербицкого.


При горячей поддержке зрительного зала, от номера к номеру дружно отбивавшего ритм ладонями, прозвучали все самые звездные шлягеры юбиляра – твист «Королева красоты», «Лучший город земли», «Ах ты, свадьба», «Сердце на снегу», «Твои следы», «Не спеши». Предоставленной ему честью завершить программу одной из самых красивых (и самых знаменитых) песен Арно «Чертово колесо» на стихи Евтушенко достойно, во всем блеске мастерства и артистизма, воспользовался Александр Суханов.

Полвека назад эта песня победила на Всемирном конкурсе песни в Токио. Жюри во главе с Фрэнком Синатрой первую премию присудило «Чертову колесу». А оскароносный Франсис Лей, автор великих мелодий к фильмам «История любви» и «Мужчина и женщина», на пьедестале почета всемирного конкурса занял место ступенькой ниже…

- Там, где звучит музыка Арно, там всегда праздник. Благодаря симфоническому оркестру вашей филармонии, его художественному руководителю Аннамамедову, солистам оркестра, такой праздник состоялся и в Ярославле, - сказал, выйдя к микрофону в финале вечера, генеральный продюсер Фонда памяти Арно Бабаджаняна Армен Саркисянц. - Разрешите выполнить поручение президента нашего фонда, сына композитора, эстрадного певца, известного благотворителя Ара Бабаджаняна.

Грамоты с текстом благодарности фонда принимали в тот вечер Почетный консул Армении в Ярославской области Ваагн Хачатрян, директор ЯАГСО Анна Симонова, пианистка Анна Аксенова, певец Александр Суханов, художественный руководитель ЯАГСО Мурад Аннамамедов. А сам оркестр был удостоен золотой медали фонда.


В своем кратком ответном слове маэстро Аннамамедов напомнил о давних творческих связях, своих персональных и ЯАГСО, с музыкантами Армении. Он не раз вставал за пульт симфонического оркестра Ереванской филармонии. Музыка страны Комитаса, классиков искусства ХХ столетия Александра Спендиарова, Авета Тертеряна, Арама Хачатуряна и, да-да, его, нашего юбиляра Арно Бабаджаняна, из сезона в сезон звучала и продолжает звучать (теперь с интернет- трансляцией на сайте филармонии) в концертах оркестра Аннамамедова, и она, эта музыка, не стихает в наших сердцах.

 

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», лауреат премии имени Георгия Габриэляна.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе