«Дон Кихот» в Мариинском сразил простотой

Ферруччо Фурланетто получил роль Федора Шаляпина Оперу «Дон Кихот», написанную Жюлем Массне специально для Федора Шаляпина, современники нередко критиковали за безыскусность. Отмечая достоинства исполнения заглавной партии великим русским басом, зрители разводили руками — в музыкальной инкарнации роман Сервантеса предстал заурядной романтической безделушкой. Скажем, красавица Дульсинея, плод фантазии хитроумного идальго, женщина-образ и прекрасная дама в либретто Анри Кэна обратилась коварной светской кокеткой из плоти и крови. Подобная жанровая скованность обедняла трактовку — опера Массне становилась проблематичной для основы концептуальной режиссерской работы.
 Постановщик и художник Яннис Коккос вышел из положения легко — он не стал усложнять оперу излишними смысловыми оттенками, а, наоборот, сгустил все краски, и добавив еще больше пронзительности. Действие разворачивается вокруг огромного фолианта, который не покидает сцену на протяжении трех часов. В центре мироздания — Книга, источник жизни и мысли, основа и результат человеческой фантазии; из нее будут возникать герои Сервантеса, на ее страницах будет вздыхать влюбленный Дон Кихот, она же станет надгробием Рыцаря Печального Образа в финале.

Сцена на площади, когда жители городка славят прекрасную Дульсинею, превращается у Коккоса в цветастый испанский карнавал. Красавица появляется словно Кармен, вся в красно-черном, и за счет нехитрых сценических приспособлений оказывается на три головы выше жалких поклонников и простолюдинов. Дульсинея Анны Кикнадзе преисполнена самоупоенного эгоизма, она ловко управляет настроениями толпы, кокетничает и картинно скучает, в то время как ее волевое меццо-сопрано звучит высокомерно.

Дон Кихот в исполнении знаменитого итальянского баса Ферруччо Фурланетто — подлинный классический герой, который возвышается над шумной праздничной толпой без театральных трюков. Его органика феноменально аристократична — зритель не знает, как выглядел Рыцарь сто лет назад, но, глядя на итальянца, хочется повторить все восторженные отзывы, адресованные россиянину Федору Шаляпину.

Очарование простотой — редкое чувство при просмотре современных оперных постановок, однако спектакль Янниса Коккоса пробуждает именно его. Дон Кихот ездит на черном железном коне, и оттого становится похож на ожившую статуэтку с книжной полки. Путешествие рыцаря и оруженосца перед каждой сценой предваряется аскетичным театром теней: молчаливые силуэты путников бесшумно «плывут» по огромному заднику Мариинки сквозь нарисованные горы и леса, и только потом актеры появляются на сцене. Первое объяснение Дульсинеи и Дон Кихота подчеркивается простой метафорой — чем больше девушка лжет, обещая выйти замуж за идальго, тем сильнее черные тучи затягивают печальный лунный диск на небе. Благородный рыцарь, полный решимости вернуть украденное ожерелье, уходит в ночной мрак.

 Поклонники прекрасной Дульсинеи — Педро, Гарсия, Родригес и Хуан — сливаются в коллективного комического фанфарона и практически неотличимы друг от друга. А кучка разбойников, которые ловят Дон Кихота, то и дело срываются на разговорный русский, что намекает на их происхождение и одновременно усиливает контраст с благородным рыцарем. Санчо Панса Андрея Серова поначалу в меру юродствует и комикует, но в конце, оплакивая умирающего хозяина, становится в какой-то степени трагическим героем. И огромная луна, освещающая недолгую сцену прощания, снова погружается во тьму — уже навсегда.

Странным образом спектакль, в котором нет ни одного инновационного театрального приема, производит сильное завораживающее впечатление. Это безусловная заслуга режиссера, однако нельзя гарантировать, что без участия Ферруччо Фурланетто в заглавной партии успех «Дон Кихота» повторится.
Фото: Н. Разина
Известия


Наша справка (КЭ):
Один из величайших басов нашего времени Ферруччо Фурланетто остается одним из самых востребованных певцов, прежде всего, как исполнитель партий в операх Верди, Моцарта, в операх русского и французского репертуара. Его выступления всегда сопровождаются восторженными отзывами критиков, которых восхищает «широкий диапазон его голоса, громовая вокальная сила» (Нью-Йорк Пост) и несравненный актерский талант. Ферруччо Фурланетто сотрудничал со многими выдающимися дирижерами: Гербертом фон Караяном, Карло Мария Джулини, сэром Георгом Шолти, Леонардом Бернстайном, Лорином Маазелем, Клаудио Аббадо, Даниэлем Баренбоймом, Бернардом Хайтинком, Жоржем Претром, Джеймсом Ливайном, Семеном Бычковым, Риккардо Мути, Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским, Марисом Янсонсом и другими.

Он выступает в концертах и с сольными программами в лучших концертных залах мира с обширным репертуаром, начиная от «Реквиема» Верди и кончая русскими романсами и «Зимним путем» Шуберта. Он записал огромное количество опер на CD и DVD, его выступления многократно транслировались по радио и телевидению. Он чувствует себя, как дома, на величайших оперных сценах мира, таких, как Ла Скала, Венская государственная опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Парижская опера, Метрополитен-опера, в оперных театрах Рима, Турина, Флоренции, Лос-Анджелеса, Болоньи, Палермо, Буэнос-Айреса, Токио, Сан-Диего, Москвы, а также в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Он стал первым итальянцем, исполнившим партию Бориса Годунова на русском языке на сцене Мариинского театра в 2004 году. А в нынешнем сезоне он также исполнит эту роль на исторической сцене Большого театра, что сделает его единственным западным певцом, исполнившим Бориса Годунова на обеих исторических сценах России.

Сезон 2012–2013 начинается для Ферруччо Фурланетто в сентябре с партии Прочиды в «Сицилийской вечерне» Верди в Венской опере. В октябре он исполнит другую свою известную вердиевскую партию - Фиеско в «Симоне Бокканегре» в Лирик опере Чикаго, повторив ее в конце сезона на сцене Лондонского театра Ковент-Гарден.

Признанный сегодня величайшим Филиппом в «Доне Карлосе» Верди Фурланетто споет свою любимую партию в Метрополитен-опере в феврале и марте и в театре Ковент-Гарден в мае. Другим важным событием сезона станет первое исполнение оперы Ильдебрандо Пиццетти «Убийство в соборе» в Америке, которое состоится в Опере Сан-Диего с Ферруччо Фурланетто в главной партии Томаса Беккета в марте и апреле.

Публика Венской оперы насладится исполнением роли Мустафы в «Итальянке в Алжире» в известной постановке Поннеля. А в Санкт-Петербурге с нетерпением ожидают его Дон Кихота в новой постановке оперы Массне в Мариинском театре.

Концертный сезон включит выступление с оркестром Концертгебау под управлением Мариса Янсонса в Рождественском концерте в Амстердаме, а также сольные концерты певца в пражском Рудольфинуме в декабре и в Венской опере в мае.

Последние релизы CD включают высоко оцененную критикой запись оперы Массне «Дон Кихот» под управлением Валерия Гергиева с Ферруччо Фурланетто в главной партии, осуществленную под лейблом «Мариинский» (2012); а также два сольных диска (оба Prestige Classics Vienna) с романсами Рахманинова и Мусоргского и «Зимним путем» Шуберта. Обе программы были записаны с талантливым украинским пианистом Игорем Четуевым. DVD-релизы включают две оперы из Ковент-Гарден, выпущенные EMI: «Симон Бокканегра», названный журналом Gramophone диском месяца, и «Дон Карлос», получивший приз в числе ежегодных наград того же журнала. В конце 2011 – начале 2012 года вышли также «Макбет» из Национальной Оперы Парижа в постановке Чернякова (Bel Air) и «Симон Бокканегра» из Ла Скала (ARTHAUS).

Ферруччо Фурланетто родился в Италии. Он почетный посол в ООН и страстный любитель игры в гольф. Он также является «Kammersanger» и почетным членом Венской государственной оперы.
http://www.ferrucciofurlanetto.com/aboutrus.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе