Да в ней намек...

Премьера «Руслана и Людмилы» в Центре оперного пения Галины Вишневской В самом начале спектакля на занавес проецируются три портрета — Михаил Глинка, Галина Вишневская, Александр Пушкин. Сразу возникает атмосфера классной комнаты, где великие люди присматривают за школярами, и это очень точный режиссерский ход, потому что вышедшая в день рождения Галины Павловны премьера «Руслана и Людмилы» — премьера студенческая. В обаятельном и несложном спектакле обучающаяся в центре творческая молодежь пробует себя на сцене, учится не бояться публики и не просто достигать нужных нот (чему учат во многих учебных заведениях), но превращаться, играть — и делать это с удовольствием.
Режиссер Михаил Полищук сначала выводит студентов на сцену в современных одежках — пока из оркестровой ямы доносится увертюра, веселая компания примеряет наряды. Молодому джентльмену в хипстерском пиджаке вручают корону и меч — он будет великим киевским князем Светозаром; та из девушек, что станет злой волшебницей Наиной, проносится по помосту как небольшое торнадо, обозначая почти фехтовальные выпады веером в сторону всех «положительных героев». Собственно, в костюмах заключено едва ли не все оформление спектакля, придуманное Андреем Климовым; еще есть пара кушеток и балка, спускающаяся с колосников и заменяющая стол, — на ней воцаряются необходимые на свадебном пиру лебеди.

После этой вводной (и немой, поскольку разговаривает только музыка) сценки режиссер как бы отходит в сторону и честно «умирает в актерах», стараясь показать их наилучшим образом. Сказочная история, сочиненная Пушкиным и превращенная в оперу Глинкой, рассказывается подробно и четко — без переносов в другие эпохи и попыток найти иные обоснования для действий персонажей, чем планировали классики. Руслан (Давид Целаури) статен, суров, но вполне убедительно влюблен — он не отводит взгляд от Людмилы, вздумавшей на свадебном пиру сказать несколько добрых слов его неудачливым соперникам. Людмила (Елена Бондарь) простодушно-кокетлива — артистка убедительна в изображении девушки, которая не понимает, почему из-за нее мужчины готовы друг другу глотки перерезать. Хазарский князь Ратмир в исполнении Натальи Зиминой по-мальчишески вспыльчив и обидчив, а варяжский витязь Фарлаф (Владислав Попов) гомерически смешон при осуществлении коварного плана Наины — он надеется, что она ему поможет в трудных ситуациях. Одним из лучших режиссерских решений является встреча Руслана с Головой — над сценой парят лишь отдельные черты Головы (брови, усы), а в глазницах видны лица артистов хора: идея сказочная и очень человечная.

Спектакль, созданный по законам детской сказки, по этим законам и живет: Черномор оказывается просто куклой с длиннющей бородой, которую скрывшийся со сцены вместе с ним Руслан потом выносит в качестве трофея. И хотя спектакль вечерний, дети, во множестве сидящие в зале, смотрят его с вниманием и восторгом. Но эта сказка не только для них и приведших их взрослых, что пришли послушать завтрашних оперных звезд (впрочем, Ирина Морева, появившаяся в роли Гориславы, достойна этого звания уже сейчас). Эта сказка — подарок для артистов-студентов, которые скоро выйдут в большой театральный мир и попадут в блистательные спектакли.

источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе