...И поднимая в небеса из труб волшебных голоса (Звучащие полотна. Импрессионисты)

Великая, возносящаяся ввысь, в беспредельный простор музыка…
Живопись «впечатлений» — «Руанский собор», «Подсолнухи», «На прогулке. Дама с зонтиком», «После ланча», «Прогулка по скалам Пурвиля», «Нимфеи» («Водяные лилии») Клода Моне…
Зыбкая, подвижная живопись на воде — эбру…

В этой полифонии «красок», где каждая «мелодически» самостоятельна и выразительна, рождается новая художественная реальность — «Концерт для трёх органов и хора» из проекта «Звучащие полотна. Импрессионисты»» благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Belcanto».

А ровно год назад 18 февраля именно здесь, в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Москве, проект «Звучащие полотна» был представлен впервые. В гармоничном единстве с произведениями Антонио Вивальди «прозвучали» шедевры Леонардо да Винчи.

Cегодня в коллекции «Звучащих полотен» «Франсиско Гойя. К. Оро. “Кармина Бурана”»; «Марк Шагал. “Дудук, орган, саксофон и оркестр”»; «Айвазовский. “Дудук, два органа и саксофон”»; «Микеланджело. Моцарт. “Реквием”»; «Поль Сезанн. “Дудук, орган и саксофон”»; «Ренуар, Мане, Моне. “Романтика Шопена”»; «Боттичелли. “Времена года. Весна”»…


У одной и той же программы могут быть разные версии — и по репертуару, и по исполнителям, и по инструментам. И те же «Импрессионисты», картины которых сами по себе невероятно музыкальны, обретают в зависимости от сопровождения — орган, армянский дудук, квартет саксофонов или фортепиано — неожиданные «звуковые» оттенки, нюансы, «дыхание»…

Где экпонируются «Звучащие полотна»? В старинном Особняке на Волхонке, Государственном музее А. С. Пушкина. Но главный «зал» всё тот же кафедральный собор Святых Петра и Павла, акустика которого позволяет раскрыть глубину органа — «короля» музыкальных инструментов, во всей полноте и объёме. Несколько отдалённых друг от друга и одновременно звучащих органов — стереоэффект, открытый ещё средневековыми органистами, — изумляют, потрясают, ошеломляют… Вдохновенный высочайшей духовной силой, их голос слово освобождает душу от суетного каждодневного «сора». Возвращает к вечным вопросам бытия…


…Все органисты — Олеся Кравченко, Мария Моисеева, Елена Паникова — выпускники Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреаты международных конкурсов. Партию фортепиано исполнил Александр Иванов. Камерный хор «Классика (художественный руководитель и главный дирижёр Нина Королёва), находящийся с 2001 года под попечительством Международного фонда единства православных народов и участвующий в благотворительной культурно-просветительской программе «Голоса православной России», — призёр многих международных хоровых конкурсов.

Открыла концерт органная Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Выделяющаяся беспредельной мощью звучания, рельефностью музыкальных образов, драматической патетикой.

Продолжением немецкой органной музыкальной «темы» стала Соната ре минор для органа в четыре руки выдающегося Густава Адольфа Меркеля.

И всё-таки приоритет был отдан французским композиторам, что понятно. Именно Франция — родина импрессионизма. И родина Клода Моне, его признанного лидера. Именно картина «Впечатление. Восход солнца» («Impression. Soleil levant»), представленная им в 1874 году на первой групповой выставке молодых художников-новаторов в фотоателье Надара на бульваре Капуцинок, и дала, как известно, название этому направлению.

Сезар Франк (Прелюдия, фуга и вариация си минор; в авторской транскрипции для органа и фортепиано), Шарль Камиль Сен-Санс («Ave verum cоrpus», «Болеро»), Габриэль Форе («Messe Basse»; «Ручей»), писавший музыку исключительно для органа Эжен Жигу («Grand Choeur Diaiogué»), Клод Дебюсси («Привет весне») и Франсис Пуленк («Летании к Чёрной Рокамадурской Богоматери»).

Исполнены также произведения Иоганна Штрауса («Вальсы для органа в четыре ноги») и Пётра Чайковского («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

…Оживляя водную стихию удивительными текучими красками, тихо и спокойно совершала свои то проявлявшиеся, то вдруг исчезающие чудеса — вариации на серии восхитительных картин с водяными лилиями и лодками Клода Моне — художник Алла Клыковская.



Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе