"Золотой Прометей" – грузинскому кино

Отар Иоселиани и Сергей Лозница - на кинофестивале в Тбилиси

«У грузинского кинематографа большое будущее!» – заверил гостей, собравшихся на церемонию закрытия XI Тбилисского международного кинофестиваля, председатель жюри конкурса, один из основоположников жанра документальной драмы Желимир Жилник. Под этим знаком, выраженным в прогнозе сербского режиссера, и прошел кинофорум.

Фильмом открытия стала последняя картина Отара Иоселиани «Шантрапа». Это история молодого грузинского кинорежиссера Нико, который не имеет возможности снимать фильмы на родине и поэтому отправляется во Францию, где его творческой свободе мешают уже не партийные идеологи, а продюсеры. Власть денег оказывается не менее страшной, чем всесилие идеологии, о чем, кстати, говорил и Сергей Соловьев на недавнем фестивале российского кино в Тбилиси.

На закрытии опять-таки показали грузинскую лента – известного режиссера, сценариста, композитора Алеко Цабадзе «Рене едет в Голливуд». И героем вновь является киношник – его зовут Рене Дадиани, он преподает операторское искусство в Тбилисском университете театра и кино, снимает на свою маленькую камеру окружающие его реалии. В фильме, как и в сознании Рене, переплетаются действительность и фантазии, и порой ему самому трудно понять, где кончается воображаемый мир и начинается реальность.

Победителем фестиваля стала грузинская картина «Суса» – первая работа молодого кинорежиссера Русудан Пирвели. Вполне оправдав свою фамилию («пирвели» по-грузински – «первый»), она стала обладательницей главной награды – «Золотого Прометея». «Женское» жюри в составе грузинского кинорежиссера Наны Джорджадзе, британской актрисы Мариам Дабо, кинорежиссеров Ханы Махмалбаф (Иран) и Елены Хазановой (Швейцария), возглавляемое Желимиром Жилником, не могло остаться равнодушным к истории мальчика из неблагополучной семьи, вынужденного нелегально торговать на рынке суррогатной водкой, чтобы выжить… Маленький Суса так ждал возвращения отца, надеясь, что он освободит его от каторжной работы, кардинальным образом изменит его судьбу. Отец наконец возвращается, но ничего не меняется в жизни ребенка: взрослые не способны обеспечить ему нормальное детство… И мальчик в бессилии бьет своими кулачками жестокого и циничного хозяина – современного эксплуататора. Таков горький финал этой драмы.

Дети, вынужденные выживать в жестоком, не знающем сострадания, обществе потребления, – эта тема, видимо, становится модной в современном кинематографе. В конкурсном фильме российского режиссера Андрея Стемпковского «Обратное движение» женщина, оплакивающая сына, без вести пропавшего на войне, волею обстоятельств начинает опекать таджикского мальчика-гастарбайтера, ставшего собственностью рабовладельцев. Сын неожиданно возвращается из горячей точки живой и невредимый, но вскоре погибает, сумев, однако, вырвать несчастного ребенка из рук преступников. Жертвой страшного, равнодушного мира является и девятилетний мальчишка, приехавший вместе с отцом в мегаполис из Средней Азии на поиски матери – фильм «Другое небо» Дмитрия Мамулия, показанный в рамках рубрики «Европейский форум».

Тема отцов и детей интересно раскрыта в картинах «Сынок» Ларисы Садиловой (Россия) и «Тереза, мать котов» Павла Сала (Польша) – этот фильм стал обладателем приза имени Сергея Параджанова. В обоих случаях речь идет о трагическом непонимании между близкими людьми, о роковых ошибках, допущенных взрослыми, – ошибках, приведших к катастрофе. Ужасает история, показанная в фильме «Тереза, мать котов». Сыновья, как говорят, «упущенные» взрослыми, превращаются в безжалостных убийц матери, расправляются с ней с особой жестокостью. Юноша из фильма «Сынок», отнюдь не лишенный внимания со стороны отца – скорее, напротив, чрезмерно им опекаемый, преступления не совершает, но попадает в неприятную историю. И его отношение к заботливому отцу граничит с ненавистью… «Сынок, я не сержусь на тебя!» – кричит отец сыну, оказавшемуся за решеткой. Словно речь идет не об убийстве, возможно, совершенном подростком, а о невинном нарушении дисциплины, непослушании ребенка.

Вообще все, кто смотрел фильмы фестиваля, отмечали: современное кино слишком увлечено изображением всякого рода кошмаров, беспредела, утверждает безысходность, отсутствие какого-либо просвета в нашей жизни. Впрочем, наша реальность порой оказывается пострашнее кинострашилок…

Нашумевшая картина украинского режиссера Сергея Лозницы, не раз отмеченная призами на различных фестивалях, – пример такого «черного», беспросветного кино. В Тбилиси конкурсный фильм «Счастье мое» ничего не получил, но произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление на зрителей. Зло в картине Лозницы тотально и всесильно. Мы видим мир без надежды, веры и любви. Даже вполне нормальный, вменяемый человек становится в этом царстве тьмы безумцем, монстром…

Важной во все времена является тема войны. Именно на войне человек часто стоит перед нравственным выбором. К военной теме обратился серб Владимир Перисич в фильме «Обычные люди». Действие происходит в период конфликта в бывшей Югославии. Это один день из жизни двадцатидвухлетнего Дрозни. Вместе с другими солдатами его привозят в глухую деревню. Вскоре появляется автобус, наполненный людьми: военные получают приказ их расстрелять… Картине В. Перисича вручили «Серебряного Прометея».

Покалечен войной герой российской картины «Обратное движение» – синдром войны проявляется в неприкаянности героя, в его безразличии к окружающему миру…

Были вручены и неофициальные призы. Миссия мониторинга Евросоюза в Грузии наградила картину британского режиссера Энтони Фабиана «Кожа», посвященную проблеме апартеида. Университет театра и кино имени Ш. Руставели отметил удачный дебют – фильм «Полицейский отдел» Олгара Сафати (Азербайджан-Грузия). Киностудия «Сангуко» (Гуга Рчеулишвили) назвала своего победителя – режиссера Гигу Ликликадзе (лента «Неизвестный солдат»).

Сюрпризом для тбилисцев стал приезд британской кинозвезды Греты Скакки. Зрителей она удивила абсолютным отсутствием звездности и чувством юмора…

Хочется рассказать и о других ярких событиях фестивалях – например, о показе старейшего грузинского киношедевра 1929 года, сатирической комедии, высмеивающей протекционизм в советских госучреждениях, «Моя бабушка» режиссера Котэ Микаберидзе в сопровождении живого ансамбля. Специально для фильма американская кларнетистка и композитор Бет Кастер создала активный коллаж из американского фолка, блюза, современной классики, джаза и мировой музыки.

Инна Безирганова, Тбилиси

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе