Заходер, Хитрук и неправильные пчелы»

Пятьдесят лет назад состоялась премьера первого из трех мультфильмов о Винни-Пухе и его славной компании, созданного на старейшей киностудии «Союзмультфильм».

«Давным-давно – кажется, в прошлую пятницу – жил в одной стране медвежонок под именем Винни-Пух. А почему «под именем»? Потому что над его дверью была надпись «Винни-Пух», а он под ней жил.

Однажды Винни-Пух отправился в лес, чтобы немного подкрепиться. Он всегда был не прочь подкрепиться. Кроме того, он был поэт и в свободное время сочинял стихи и даже песенки. Приблизительно такие:

Если я чешу в затылке – Не беда!
В голове моей опилки, Да, да, да!
Но хотя там и опилки, Но кричалки и вопилки (А также
шумелки, пыхтелки и сопелки) Сочиняю я неплохо
Иногда».


Эту песенку – и не только ее одну – знаменитый плюшевый  медвежонок  сочинил  с помощью Бориса Заходера, когда его снимали в кино. В 1969 году он впервые вместе со своим лучшим другом поросенком Пятачком вышел на экран.

Режиссер «Винни-Пуха» – классик отечественной анимации Федор Хитрук. Он же участвовал и в написании сценария.

Но главный автор – конечно же, гениальный Борис Заходер. Если бы он в 1958 году не столкнулся, как говорится, лицом к лицу с Винни-Пухом в библиотеке, где просматривал английскую детскую энциклопедию (это была, по его словам, «любовь с первого взгляда»), не бросился искать оригинал – книжку Алана Александера Милна... То не появилась бы в 1958 году в восьмом номере журнала «Мурзилка» первая история о Винни-Пухе – правда, тогда он был известен «своим друзьям под именем Мишка Плюх, для краткости – просто Плюх».


То не вышла бы в 1960-м в издательстве «Детский мир» первая книга «Винни-Пух и все остальные».

«До сих пор наши литературоведы, – пишет Галина Заходер в книге воспоминаний «Заходер и все-все-все» (она повторила свои слова при нашей недавней встрече), – почему-то медлят с признанием отечественного литературного феномена – рождения пересказа, переосмысления английской книги, которая стала настолько русской, что Бориса Заходера надо считать равноправным соавтором. Существует лишь один способ, позволяющий переводить непереводимое, – писать заново».

Но вернемся в мультфильм о медвежонке «с опилками в голове». До «Винни-Пуха» его художники-постановщики Владимир Зуйков и Эдуард Назаров уже работали с Хитруком: Назаров – как художник в «Каникулах Бонифация» (1965) и в притче «Человек в рамке» (1966), а также как ассистент художника-постановщика в блещущей остроумием картине «Фильм, фильм, фильм» (1968), где художником-постановщиком был Зуйков.

Музыку к «Винни-Пуху», как к «Топтыжке» (1964) того же Хитрука и «Каникулам Бонифация», написал композитор Моисей Вайнберг.


Прощаясь со зрителем в «Винни-Пухе», рассказчик дал надежду на новую встречу, и не одну: «Ну что ж, сказке конец. То есть конец этой сказке. А есть и другие – про Пуха и Кролика, про Пятачка и старого серого Ослика и про всех остальных».

Действительно, та же съемочная группа выпустила и второй фильм – «Винни-Пух идет в гости» (1971), повествующий о том, как «Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение». И третий – «Винни-Пух   и  день   забот»   (1972),   в котором «ослик Иа-Иа празднует свой день рождения и получает сразу три полезных подарка». Правда, в его титрах еще один режиссер Геннадий Сокольский.


Уже невозможно представить, чтобы кто-то другой, а не Владимир Осенев читал текст от автора; чтобы кто-то другой, а не Евгений Леонов озвучивал Винни-Пуха, не Ия Саввина – Пятачка. Потом к ним присоединился Анатолий Щукин (Кролик), потом Эраст Гарин (старый серый ослик Иа-Иа), Зинаида Нарышкина (Сова).

В фильмографии Хитрука «ВинниПух», как и вся трилогия, занимает особое место. Вот как он когда-то ответил на мои вопросы:

По слухам, вы стали прототипом Винни-Пуха…

Вот как? Впервые об этом слышу. Образ Винни-Пуха был найден до озвучания – такой пузатый, кривобокий, смотрит исподлобья и очень задумчиво, ведь он по утрам сочиняет стихи. Это образ сосредоточенного и одновременно рассеянного человека, находящегося в плену каких-то своих философских догм. Юмористичность ситуации заключается в том, что его построения совершенно не совпадают с реальностью.

В книжке Милна достаточно серьезно написано о мышлении детей – насколько оно мудро, просто и глубоко. Ведь ВинниПух – это ребенок. Возможно, кто-то и нашел сходство со мной.

Вы сразу «услышали» Евгения Леонова в роли Винни-Пуха?

Нет, не сразу. До него пробовались другие актеры. Но едва Евгений Павлович встал перед микрофоном и произнес первые слова, сомнения исчезли: именно таким и должен быть Винни-Пух! Озвучивал он совершенно замечательно! Кстати, он и сам признавался, что это одна из его наиболее удачных ролей.

...Последние кадры «Винни-Пуха». Прошагав в Лесу до холма, заросшего зеленой травкой и всякими цветочками, Винни-Пух и Пятачок добрались до его вершины и вскоре бесследно скрылись за ней.

Чтобы уже никогда не разлучаться с нами. Никогда-никогда!


Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе