Юрий Норштейн провел мастер-класс в Ярославле

В Ярославле на причале у речного порта встал теплоход «Александр Радищев». На борту - «Крок», международный фестиваль мультфильмов, и студенты из дюжин государств мира с уникальными анимационными традициями. Возникнув в 1989 году в Киеве, «Крок» из года в год чередует реки украинские и российские фестивали для профессионалов и дебютантов. В этом году «анимационный теплоход» курсировал от Москвы по Золотому кольцу, был в Мышкине, Угличе и Тутаеве. В пассажирах у него – дебютанты.
В Ярославле интернациональная студенческая братия спешит на учебу – в этот к Юрию Борисовичу Норштейну. Мэтр  минимум дважды пересмотрел заявленные на фестиваль работы и считает необходимым в беседе уделить внимание каждому автору.  Эта миссия по силам лишь гуру мультипликации. 900 заявок из 50 государств поступило на участие в «Кроке», из них жюри отобрало 140 из 37 стран. В аудитории Юрия Борисовича особая атмосфера – богослужебная смесь таинства и добродушия, откровения и откровенности. Молодость дополняет опыт, секреты профессии и жизненные истории сплетаются друг с другом в единое гипнотическое повествование. Большинство присутствующих находятся в поисках своего стиля. Значит, сказанное в корабельных стенах «Радищева» повлияет на целое поколение мировой анимации. Ну, а палубой ниже, в уютном кафе, состоялась пресс-конференция.  Среди студентов чувствуется влияние признанных мастеров, – рассказывает председатель селекционной комиссии фестиваля, режиссер-аниматор Елена Чернова. - Например, очень многие любят Игоря Ковалева. Студенты равняются на  работы мастеров и это важно. В поисках себя они сначала их копируют, но через это находят свой, индивидуальный стиль. Есть ещё  влияния, присущие конкретным школам анимации. Но все равно -  ярких, индивидуальных работ очень много. Блестящих по мысли - к сожалению, не всегда по исполнению. Для того и существуют такие площадки, как «Крок»: чтобы ребята учились у мастеров.  Где, как не на «Кроке», они могут получить комментарий профессионала и сопоставить его с собственными ощущениями?   -Что такое фестиваль? – задается вопросом Андрей Юрьевич Хржановский, автор множества популярных у советских и российских школьников мультиков. - «Крок» - это динамический процесс: и в искусстве, и в развитии личности. На «Кроке» куется будущее мировой мультипликации. Так каких ждать зрителю мультиков? 
На пресс-конференции ответ нашелся -  больше стало светлых, добрых работ. 
- Обычно молодые делают темное, депрессивное кино, - констатировал с сожалением Иван Максимов, стоявший у истоков новой, российской мультипликации. – Потому что в моде так называемый треш. А любовь - она не в тренде. И в этом плане «Крок» радует - ломает тенденцию. 

Впрочем, молодость у творческой личности на то и пора становления, что часто проявляет себя через истошно вычурную яркость. Именитые коллеги начинающих аниматоров в своей педагогической миссии на «Кроке» стараются использовать и эти особенности. 
Так Юрий Борисович Норштейн на лекции на «Радищиве»  для объяснения роли детали использовал весьма специфический пример.   Норштейн вспоминал, как в юности он потерялся и в милицейском отделении стал свидетелем избиения карманника. История, рассказанная им весьма натурально, подспудно обращала к пограничной между добром и злом теме: участливые дяди милицейские сделали расплакавшемуся ребенку птичку из бумаги, а потом при нём же жестоко избили человека. Юрий Борисович не дал нравственную оценку этому. Но несколько позднее привел пример из работы участника «Крока»  о том, как в самой безвыходной ситуации один человеческий жест способен сломить любую тьму. 
Норштейн учил «кроковцев» звать в соавторы сердце, способное мельчайшей деталью перечеркнуть порочный круг зла. И тут Норштейн родил афоризм: «Когда слишком много этики, эстетика склоняется к идеологии». Вот урок «Крока» - за мелочами повседневности скрыта сущность бытия.
Ярославский регион
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе