Выйдет мультик из тумана

"Союзмультфильм" ждет нового директора

Вчера в министерстве культуры кандидаты на место директора "Союзмультфильма" презентовали проекты по развитию студии. Кто победит, будет известно на будущей неделе.

Михаил Алдашин: Сейчас основная задача - повысить общий уровень выпускаемой студией фильмов.

Фото: Виктор Васенин/ РГ

А пока дети (а возможно, и в большей степени их родители) ждут новых современных чебурашек, попугаев Кеш и винни-пухов, на студии работает новая команда. И сегодня о будущем, которое уже началось, мы беседуем с художественным руководителем студии, известным режиссером-мультипликатором Михаилом Алдашиным. Кстати, летом награжденного указом президента Российской Федерации за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Как вы относитесь к просочившейся в прессу информации, что Роскомнадзор разработает критерии, по которым анимационные картины разделят на группы для зрителей разных возрастов? Она хоть и не подтвердилась, но все равно интересно ваше мнение...

Михаил Алдашин: Вообще-то нечто подобное уже есть: 0+, 6+ и 18+. Цифры с плюсиками видны на экранах очень отчетливо. К тому же производители тоже рассчитывают на определенный возрастной диапазон. Но для начала хотелось бы понять, о каких критериях идет речь, какие эксперты будут этим заниматься. Когда они появятся, тогда и можно будет говорить. Пока непонятно, как это будет действовать. Ничего плохого в этом нет, потому что есть действительно анимация, которая предназначена специально для взрослых и ее точно уж не надо показывать детям. Она размещается на определенных сайтах. Вы понимаете, о чем я говорю.

Понимаю... давайте лучше поговорим о студии. Когда летом вы рассказали журналистам о ближайших планах, у них осталось странное послевкусие. Они словно не верили в новую жизнь "Союзмультфильма". Писали, что пациент скорее мертв, чем жив… На ваш взгляд, откуда такой пессимистический настрой?

Михаил Алдашин: Настрой такой возник потому, что есть люди грустные, а есть веселые. Журналисты преимущественно почему-то грустные. Надо бы порадоваться, что на студии появились профессиональные люди, которые могут и хотят делать кино, новый директор - свой в этом деле человек, режиссер-аниматор Николай Маковский. И команда в целом хорошая. Студия - это не пациент, это сосуд. Ее здоровье зависит от профессионалов, которые здесь работают, ну и от средств, которые есть на производство новых проектов.

И какие люди сейчас на студии, кто определяет, какой проект хороший, а какой нет? И как быть с экспертными советами, питчингами, которые сейчас активно применяются в киноиндустрии?

Михаил Алдашин: Я могу говорить только за творческую составляющую. За административную часть отвечает директор. У нас строгое разграничение. Я попытался привлечь профессиональных, грамотных и состоявшихся людей. В художественном совете теперь один из лучших режиссеров Эдуард Назаров - председатель, режиссер Алексей Алексеев, кинокритик Лариса Малюкова, драматург и поэт Вадим Жук, художник и аниматор Леонид Носырев, а также всем известный режиссер-аниматор Александр Петров. Более строгих и взыскательных людей я не знаю: отбирая проекты для запуска, они не пропустят халтуры. Поэтому еще одна специальная экспертная комиссия нам не нужна. Мы привыкли спрашивать совета друг у друга, чтобы улучшить кино. Сейчас основная задача - повысить общий уровень выпускаемых студией фильмов.

Государственная студия - это ответственность. Есть планы - есть отчет о реализации этих планов. Я готов нести ответственность и за качество, и за осуществление наших планов. Государство должно с нас требовать, но не администрировать каждый чих. Лесник в лесу не говорит зайцу, где скакать, где кору глодать, а где нору копать. Где птичкам петь, а где молча сидеть. Хороший лесник следит, чтобы лес не пилили, больных зверей лечит, подкармливает, если оголодают... В нашем случае министерство культуры и есть лесник.

Тогда почему аниматоры предпочитают оставаться бедными, но свободными на частных студиях? Они не очень стремятся работать на "Союзмультфильме"?

Михаил Алдашин: Понимаете, аниматоры не размножаются в неволе. Да, они часто норовят уйти на свободу, но не в буквальном смысле. Чтобы творить, нужно ощущение внутренней свободы. Желание приходить на студию не только потому, что здесь копеечку платят, а потому что здесь есть творческая атмосфера. Мы пытаемся эту атмосферу создать. Многие не идут на студию потому, что у "Союзмультфильма" последние двадцать лет не лучшая репутация, истории вокруг скандальные то с правами, то с имуществом. Это не вызывает большого энтузиазма. Мне приходится уверять людей, что здесь все может получиться. Хочется, чтобы они поверили.

Работа над единственным новым фильмом, "Гофманиадой", длится уже более 10 лет. Когда ждать новых мультфильмов?

Михаил Алдашин: Сейчас в работе три короткометражных мультсборника "Веселая карусель". Весной мы выбрали лучшее, что нашлось в запасах студии, и запустили. Параллельно объявили открытый конкурс сюжетов. Уверен, что появятся самородки: в народе бродит много неведомых нам историй, и они могут превратиться в кино.

Аниматоры не размножаются в неволе

Помню, как в школе нас водили на экскурсию на "Союзмультфильм", сейчас они проводятся? Культурный центр из студии после переезда сделать не планируете?

Михаил Алдашин: Конечно, планируем. И это очень важно - сделать из "Союзмультфильма" культурно-развлекательный детский центр. Где есть и свой кинотеатр, и детское кафе, и кукольный и интерактивный музеи. Есть несколько прекрасных музеев, на которые можно ориентироваться. Например, Национальный музей кино в Турине или японская анимационная Студия Гибли, основанная Хаяо Миядзаки: тут и производство, и магазин, и комнаты с интерьерами из мультфильмов. На экскурсию в Студию Гибли записываются чуть ли не за год до посещения. А на "Союзмультфильме" сейчас особо нечего показывать, поэтому экскурсии не проводятся.

Как вы видите возрождение "Союзмультфильма"? Что в первую очередь для этого нужно?

Михаил Алдашин: Не возрождение, скорее развитие. В первую очередь надо собрать специалистов. Есть, как вы знаете, божественное триединство, а в анимации есть свое триединство, необходимое для успешного кино: сценарист, режиссер и художник. Если один из них не будет достаточно хорош, то кино не состоится. Современное кино должно быть новым по форме, свежим, смешным, задорным, нескучным, умным и даже, по возможности, мудрым.

И еще обязательно нужна возможность запускать в работу проекты не раз в год, а по мере их появления. Для этого нужно оперативно управлять внутренними ресурсами студии. Здесь, как говорится, дорога ложка к обеду. Пришел с хорошим проектом - отлично, тут же и запускаем. Не стоит откладывать идею: люди остывают, пропадает энтузиазм, они уходят в другие дела.

К вопросу о быстром распределении средств: на что пойдут 17 миллиардов рублей, которые просит студия на восстановление?

Михаил Алдашин: Эти деньги нужны не на восстановление, а на работу. Это план на 15 лет вперед при идеальных условиях. Пойдут они на создание производственного комплекса и центра анимации, о котором говорилось на известной встрече у президента.

Вы работали в США. Создавали проекты для анимационного канала Cartoon Network. Чем их производство мультфильмов отличается от нашего?

Михаил Алдашин: У них очень строго построено производство, они очень обязательные в работе. И они не проходят множество бюрократических процедур: я для своего сериала сначала сделал только несколько набросков и краткое описание, и его купили. Оценили потенциал - и вперед. В течение полугода все было согласовано, и проект запущен. А это были всего лишь несколько рисуночков, нарисованных фломастерами и карандашами.

Показы на ТВ зависят от рейтингов. Если сериал не конкурентен, проект останавливают. У нас же особой конкуренции нет, тут другие рычаги работают.

Вы несколько лет занимались рекламой, имеете зарубежный опыт и в этом деле. Создатели рекламы понимают, грубо говоря, что "пипл хавает". Можно ли этот опыт применить к созданию мультфильмов?

Михаил Алдашин: Боюсь, что нет. Реклама - циничное занятие. Я это дело бросил, надоело. Реклама создана, чтобы втюхивать товар, а мне ничего никому втюхивать не хочется. Социальную рекламу иногда делаю и надеюсь, что она приносит пользу.

И еще: многие маленькие анимационные студии в мире живут за счет рекламы. Это неплохой способ заработать на другие интересные проекты.

Ваши мультфильмы можно посмотреть на youtube, скачать через торренты. Получается, вы не поддерживаете антипиратский закон, не пытаетесь убрать с этих сайтов свои работы?

Михаил Алдашин: Если бы была политика, что фильмы полностью делаются за счет бюджета государства, ему принадлежат и распространяются бесплатно, то я поддержал бы бесплатное скачивание. Только и зарплата должна быть соответствующей...

Например, в iTunes многое можно скачать весьма недорого. Фильм дешевле чашки кофе. Многие говорят: "Это же копия! Почему мы должны платить?". Но удовольствие, которое они получают от просмотра, оно же буквальное! Вот представьте: кто-то печет котлеты, надеется продать и заработать, и тут приходят люди, молча едят бесплатно и уходят. К этому тоже нужно нормально относиться? Я сам "мелкотоварный" производитель, это понимаю и потому и не качаю с торрентов, не считаю это правильным. Короче, нужно развивать альтернативный доступ к фильмам. Я считаю, что есть организации, куда нужно отдавать фильмы на безвозмездной основе: детские дома, школы, дома престарелых, больницы, хосписы. Если вы не сирота, не немощный старик или инвалид, отчего бы вам и не заплатить?

Справка "РГ"

Студия "Союзмультфильм" была основана 10 июня 1936 года. Первоначальное название было "Союздетмультфильм" (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино и Межрабпромфильма), а с 20 августа 1937 года ее переименовали в "Союзмультфильм". Для студии были выделены помещения закрытых Советской властью храмов: Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице, где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения "что на Песках" в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось "Творческое объединение кукольных фильмов". Храм на Арбате был возвращен церкви, а вся студия и по сей день располагается в здании храма Николая Чудотворца. Первый мультфильм, выпущенный студией, назывался "В Африке жарко" (1936 год). Студия выпустила огромное количество мультфильмов, которые смотрятся до сих пор: "Конек-Горбунок", "Каникулы Бонифация", "Малыш и Карлсон", "Ну, погоди!", "Крокодил Гена", "Винни-Пух".

Текст: Анастасия Скорондаева

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе