«Выборг» сделан: необычное решение жюри кинофестиваля «Окно в Европу»

По сути, жюри отказалось вручать главный приз. Но при этом совершило красивый, процедурно приемлемый и по-человечески безупречный поступок.


На протяжении работы почти всего кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге лил дождь. Но, невзирая на повседневную непогоду, кинематографисты пытались сформулировать "прогноз на завтра" - такой подзаголовок получил кинофестиваль в этом году.


Прогнозируют погоду в российском кино здесь по всем направлениям - анимация, документалистика, а игровой блок разделен на две категории: "Осенние премьеры" - фильмы, которые впервые представлены на суд публики и жюри, а так же "Выборгский счет" - картины, уже имеющие фестивальную судьбу и отмеченные призами. Среди первых особое место занимает "Елена" Андрея Звягинцева - произведение, которое даже не самых ярых поклонников этого режиссера (меня в том числе) заставляет говорить о том, что в русскоязычном кинематографе произошло событие мирового значения.

Человек у окна


На итоговом открытом заседании жюри его члены не скрывали, что прогноз, похоже, получился неутешительным.


Мультипликаторы, впрочем, отметили, что если качество сериальной анимации остается низким, то с авторскими работами дело обстоит лучше.


Куда жестче высказался председатель жюри неигрового кино режиссер Виталий Манский, заметив, что в документалистике дела обстоят плохо, но все же не настолько плохо, как можно подумать исходя из конкурсной программы "Окна в Европу".


Во всяком случае три хороших фильма из полутора десятков жюри выбрало и отметило их, при том что еще один член "неигрового" жюри Сергей Дебижев посетовал: фильмы отличные, но могли быть сняты и двадцать, и даже тридцать лет назад, нет поражающих воображения работ, нет прорывов.


Прогноз от имени жюри


Жюри игрового кино возглавлял оператор и режиссер Михаил Агранович, который в оценках попробовал быть дипломатичнее Манского - но в этом ему пришлось непросто.


Он вынужден был признать, что прогноз на завтра определяется двумя тенденциями, одна из которых - "вперед в прошлое к старым добрым советским фильмам", при том что новые фильмы такого рода, при необычайной их фальши, еще и лишены обаяния старых, да и по уровню до тех не дотягивают.


Вторая тенденция - мрак и беспросветность сегодняшней жизни, зачастую не менее фальшивые, чем оптимизм фильмов первого направления.


Вечный фрондер и возмутитель спокойствия кинокритик Виктор Матизен в качестве члена жюри заявил, что приходилось выбирать в качестве лучших картины "с наименьшим количеством недостатков" и откровенно признал, что главный приз конкурса, "Золотая ладья", вручать, в общем, некому.


Но Матизен успокоился и даже обрадовался, когда узнал, что по регламенту "Золотую ладью" вручают от имени большого зрительского жюри по итогам опросов, а жюри распоряжается своими призами.


Продюсер Евгений Лейн справедливо посетовал, что выбирать было бы правильнее между разными сортами водки, коньяка и вина, а когда приходится выбирать между водкой, коньяком и вином, остается, как предложил экспромтом президент форума Армен Медведев, все это смешать. "Тогда и получится русское кино" - заключил Лейн.


Тем не менее, как говорят на фестивале "Окно в Европу", "выборг сделан". По результатам зрительского голосования в конкурсе "Выборгский счет" победила Авдотья Смирнова - режиссер и соавтор сценария фильма "Два дня".


Победила дружба


Авдотья Андреевна со столь убедительно разыгранным прямодушием предупредила, что все сделала, дабы зрителю смотреть фильм было легко и приятно. Кино действительно смотрится легко и приятно, и настолько органично балансирует на грани мелодрамы и памфлета, выруливая к финалу в плоскость откровенно сказочную, что придирки вроде "да это просто кинематографическая антреприза" я бы отвел как несостоятельные, хотя они звучат и имеют право на существование.


В "Двух днях" Смирновой удалось то, что не удалось совсем в "Связи" и лишь частично - в "Отцах и детях": та самая "легкость" интонаций, когда на всякий пафос находится двойная доза иронии и самоиронии. Не знаю официального взгляда Смирновой на сей счет, но очевидно, что "Два дня" придуманы и сделаны в иронично-пародийной полемике и с "Темой" Глеба Панфилова, и с "Юрьевым днем" Кирилла Серебренникова.


Там тоже захолустный провинциальный музей представал топосом маргинальным, мифологическим, сакральным, а визит туда человека из другого мира, из столицы (как водится в российской традиции, вечно "бездуховной") вел к преображению, полному или частичному, окончательному или временному.


Только в "Юрьевом дне" героиня Ксения Раппопорт сама, вслед за сыном, "растворялась в воздухе родины", а в "Двух днях" она - часть этого воздуха.


В прекраснодушной и нескладной, "неотмирной" Маше, научной сотруднице и замдиректора по науке мемориального музея-усадьбы писателя Щегловитова есть что-то от довлатовских девушек из "Заповедника", впрочем, это обобщенный тип русской интеллигентки, обманутой мужчинами и беззаветно служащей культуре в обнимку с козой за поломанным забором.


Если Ксения Раппопорт - истинное лицо русской духовности, то Федор Бондарчук так же идеально попадает в типаж столичного жлоба, причем не столько как актер, сколько как персонаж, которым является в большей степени, чем актером, режиссером и продюсером. В общем, "бракосочетание Рая и Ада" состоялось.


Замминистра Петр Дроздов приехал в музей вместе с губернатором-казнокрадом (Борис Каморзин), запил там и загулял, в результате ему открылись бездны духовности и возникла пламенная страсть к научной сотруднице музея, пока губернатора держали в заложниках рабочие обанкротившегося завода, после чего замминистра бросил свою циничную невесту, уволился из министерства, сам стал губернаторов и вернулся в музей уже с предложением руки и сердца.


Все это и само по себе смешно, а в деталях - еще смешнее. И как замминистра с похмелюги ищет дерево, под которым справить нужду, а под каждым стволом - мемориальная табличка, и особенно его пьяный сон, в котором он, одетый по моде XIX века, скачет на лошади, а потом является Раппапорт в бальном платье и говорит: "Тебе Путин звонил".


Но кроме шуток - как ни странно, на чиновников сатирических памфлетов разного качества снято немало, а вот на интеллигентов - что-то навскидку и не припомню.


А в "Двух днях" все-таки не просто "бедный гений в мозгах застучался" у заезжего хлыща, а как-то быстро, после пары рюмок буквально выясняется, что большой разницы, пропасти между теми и другими нет.


Хотя все-таки есть, но это уже за рамками жанра и за рамками фильма, только в диалоге на финальных титрах, во время которых публику заранее просили не хлопать - а все равно хлопали.


Охота на волков


Приз жюри за сценарий получила картина Олега Погодина "Дом", хотя даже сам режиссер считает ее удавшейся лишь на 70 процентов, поскольку пришлось идти на компромиссы с продюсерами.


Мне, однако, показалось, что компромисс лишь пошел фильму на пользу. Полтора часа режиссер в соответствии с собственным сценарным замыслом живописует трагедию распада патриархальной семьи - без откровений, но культурно и даже по-своему глубоко.


Самыми интересными сегодня в России опять становятся люди, занимающиеся частной гуманитарной практикой. Писатели, поэты, благотворители - все те, кто осваивает внегосударственные практики духовной жизни. Кто, с одной стороны, живет своей частной жизнью, а с другой - имеет бескорыстные общественные интересы. И при этом занимается деятельностью, которая никак не пересекается с функциями государства, вообще не предполагает участия государства в своей деятельности. Эти люди делают что-то для сияния вечной России. Конечно, речь о тех, кто делает чудо из чудес - великую русскую литературу. Например, на днях мы встречались с Верой Миллионщиковой и ее дочерью - создателями московского хосписа. Хотим позвать в передачу Чулпан Хаматову, Дину Корзун, они ведь занимаются медицинскими инициативами, помогают тяжело больным детям. Именно такие люди способствует духовному и душевному процветанию нашей родины.

Дуня Смирнова: «Сияние вечной России...»


Во всяком случае семью Шамановых он не идеализирует: дед, которому буквально сто лет в обед, когда-то расстреливал пачками кулаков в овраге.


Старший внук его (Сергей Гармаш) - бандит, одна внучка (Екатерина Редникова) - гуляет от мужа-рохли и незадавшегося ученого (Глеб Подгородинский), другая (Екатерина Дмитриева - открытие фильма) замужем за евреем-телеведущим (Александр Назаров).


Средний внук (Владимир Епифанцев) мечтает пойти по стопам старшего брата, а младший (Иван Добронравов) спит и видит, куда бы свалить из этого дома.


Родители их (Богдан Ступка и Лариса Малеванная) вроде приличные люди, но воспитывает детей патриарх исключительно зуботычинами и окриками, а толку чуть.


Кроме того, у столетнего старика есть еще один сын, бывший горкомовец-аппаратчик, демагог и лодырь (Петр Зайченко) с женой-дурой, работающей в системе образования.


Весь фильм идет охота на волков - в начале братья убивают волка и затем гоняются за волчицей, которая собирается мстить.


Дом Шамановых - это тоже волчье логово, но все-таки его разрушение поначалу воспринимается как драма о крушении устоев и традиции.


В последние полчаса фильм настойчивостью продюсеров неожиданно превращается даже не в боевик, но в вестерн. За старшеньким, за бандюком, заявляется бригада киллеров, и они истребляют всех Шамановых, кроме самых младших, правнуков, уехавших на речку купаться.


Причем именно эти полчаса мне больше всего понравились, только вот детей пощадили напрасно - истребляя этот догвилль начинать надо было именно с малолеток, под корень чтобы извести волчью стаю.


А уж развязка, когда спасшийся было бандюк выходит навстречу волчице, и ту убивает бывшая любовница бандюка, а потом стреляет и в него, чтобы отомстить за потерянного когда-то ребенка и свое бездетную женскую долю, и столетний дед, выезжающий навстречу киллерам в инвалидном кресле с коробкой подожженного динамита - просто прелесть.


Вот надрыв и всяческую "духовность" в первой половине я бы куда-то припрятал, прикрыл, а то неприлично получается, вроде единый сюжет - а стилистически распадается на два совершенно разных фильма, неравноценных, и сравнение семейной драмы с черной комедией, увы, оказывается не в пользу первой.


Таёжный тупик


Приз жюри за режиссуру достался фильму Славы Росса "Сибирь. Монамур". Монамур - поселок в сибирской тайге, где живет старый дед с внуком.


Мать мальчика неизвестно где, отец тоже, то есть известно, что его убили по пьяни, но мальчик верит, что папа вернется. А дед верит только в Бога и заставляет внука учить молитвы.


И когда пара злобных мародеров похищают из их хижины икону, ее заменяет карандашный рисунок мальчика с изображением боженьки в лучах восходящего солнца.


У мальчика есть родня в городке, но главу семейства загрызли и съели одичавшие собаки-людоеды, которые рыщут по тайге.


Второй сюжетный план фильма связан с воинской частью, где служит переведенный с Кавказа офицер и под его началом желторотый солдатик.


У них задание - привезти для полковника проститутку из города. Но поскольку они добрые, то солдатик, порвав трусы, куда мамка зашила деньги, выкупает девицу у "хозяйки", а поскольку они при этом еще и мужчины, офицер дорогой ее насилует


Солдатик готов его за это пристрелить, но им ведь вместе еще от полковника девушку защищать.


Полковник в исполнении обычно благостного Сергея Пускепалиса - один из немногих безусловных злодеев в этом кино. Даже у мародеров-уголовников сквозь звериную шкуру что-то просвечивает. Мародер - тоже в прошлом сирота, и мог бы убить деда с мальчиком - но только ограбил и деда поколотил. Впрочем, вдова съеденного собаками мужика все равно потом мародера пристрелила.


Все они так или иначе пересекаются в таежных тупиках, так что непонятно, куда идут и зачем. Надежда, которую пытается искусственно придать режиссер существованию своих персонажей, этим персонажам не нужна, им бы до утра живыми дотянуть - и то ладно.


Надежда на то, что в людоедах проснется что-то человеческое - обязательная, фундаментальная черта новорусского кино, и даже в таких, казалось бы, жестоких картинах, как "Сибирь. Монамур", она становится определяющей.


Только здесь она доведена до логического завершения: на протяжении фильма мальчик, начитавшись Джека Лондона, прикармливает пса-людоеда, нарекает его Клыком.


Тот, вместе со своей стаей съедает их с дедом последнюю козу и дед готов Клыка пристрелить, но мальчик верит, что Клык будет хозяйской собакой.


И в финале пес действительно бежит за машиной, которая везет мальчика и его раненого псами деда.


Ну, может, по отношению к четвероногим людоедам надежда на их нравственное самоусовершенствование и уместна, а на двуногих лучше не рассчитывать.


Гуськов, он же Горыныч


С элегантной оговоркой "за смелость и гуманизм" жюри отметило российско-украино-германский проект "Четыре дня в мае" режиссера Ахима фон Борриса.


Для этого членам жюри, в свою очередь, понадобилась некоторая смелость, так как абсолютно традиционный по форме фильм о том, как русский отряд защищает немецкий детский дом от своих же "братьев по оружию", был "патриотически" настроенной публикой воспринят, мягко говоря, отчужденно.


"Четыре дня в мае" - большая личная актерская удача Алексея Гуськова, он же - сопродюсер картины с российской стороны.


Роль капитана разведотряда по прозвищу Горыныч, который за время войны дважды побывал в штрафбате и дважды выживал, потерял семью, но не совесть, сыграна им безупречно, в типаж он попал как в яблочко.


С актерами в "Четырех днях" вообще все на редкость удачно сошлось. И с подростком, играющем 13-летнего сироту, не готовому до последнего сложить оружие перед русскими. И с российской стороны - Григорий Добрыгин в роли недоучившегося студента консерватории, успевающего влюбиться напоследок в немецкую девушку.


И Андрей Мерзликин - его персонаж самый "отрицательный" из "положительных", он в отряде Горыныча - новый человек, и пытается устанавливать собственные порядки.


Меня совершенно поразила взвешенность, с которой все в этой истории продумано.


Отряд занимает здание приюта для девочек, хозяйка которого - немка, чей отец бежал после революции из Петербурга, поэтому она кое-как говорит по-русски, и ее племянник-подросток благодаря ей тоже немножко.


На берегу - вдесятеро больше немцев, но те уже не хотят воевать, их единственное желание - переправиться в Данию и сдаться там англичанам, который хоть и враги, а все-таки люди. Но у отряда четкое задание: взять немцев в плен.


Однако подкрепление им в течение четырех дней не дают. Зато когда пьяный по случаю объявления капитуляции командир собирается изнасиловать немку, а Горыныч ему мешает, находится и подкрепление, и танки.


Короче говоря, уже после "победы" русских убивают свои же русские, причем немцы приходят на защиту своих детей и вместе с Горынычем и его ребятами противостоят тем, кого мальчик-подросток называет "плохими русскими".


Тот же мотив в полузапрещенной "Риорите" Петра Тодоровского звучит, конечно, более остро - но увы, "Риорита" в художественном отношении не задалась.


Смелый и честный на уровне замысла, фильм вышел по результату крайне слабым, если не сказать определеннее.


И что вдвойне приятно, "Четыре дня в мае" - необычайно сильное кино, не претендующее на открытия и откровения, но сделанное настолько крепко, что, положа руку на сердце, не слишком достоверная на первый взгляд история выглядит на экране абсолютно убедительной в каждой детали.


А эпизод, когда Горыныч проговаривается мальчику о том, как погиб его собственный сын - по-настоящему пронзительный.


Изобретение мейнстрима


Для такого рода картины - вполне коммерческой, мейнстримовской, "зрительской" и не рассчитанной на провокацию художественную или идеологическую - "Четыре дня в мае» сделаны тонко, с большим вкусом.


К примеру, кульминационный эпизод, когда орда русских танкистов нападает на детдом, защищаемый ребятами Горыныча при поддержке немцев, решен как камерный.


Всё показывается через ощущения запертого в подвале подростка, над чьей головой дрожит от взрывов потолок. Печально, что в российском прокате эту ленту вряд ли ждет легкая судьба.


То, что жюри недовольно программой, стало ясно еще на открытом заседании днем, и к тому, прямо сказать, имелись все объективные предпосылки.


"Трудный Выборг" - такой заголовок журналистам подсказал президент фестиваля Армен Медведев во время открытого заседания жюри.


Так что дипломатично-компромиссным выглядит решение главный приз жюри вручить не фильму-победителю, но актеру Петру Зайченко.


Он играл в двух конкурсных фильмах (и эпизод в "юбилейном" абдрашитовском "Плюмбуме"), и это половинчатая, хотя и достаточно жесткая "нота" в адрес не отборщиков фестиваля, конечно - они отбирали из того, что имели в наличии - но всего современного русскоязычного кино в целом.


По сути, жюри отказалось вручать главный приз. Но при этом совершило красивый, процедурно приемлемый и по-человечески безупречный поступок: отметило артиста, который хоть и снимается в кино еще с "Парада планет", имея фильмографию в 50 с лишним работ, но живет до сих пор в Волгограде и, как Петр Петрович сам в шутку говорит, ему там "тусовки не хватает".


Главный триумфатор 19-го "Окна в Европу" актер Петр Зайченко, сыгравший деда в "Сибирь. Монамур" и брата главы семейства в "Доме", на самом деле снимался даже не в двух, а в трех фильмах фестивальной программы, если считать также "Плюмбум, или Опасная игра" Вадима Абдрашитова, 25-летие выхода которого отмечалось в Выборге.


То есть фактически четвертьвековой давности "Плюмбум" тоже попал в число лауреатов - для фестиваля, проходящего под лозунгом "Прогноз на завтра", момент симптоматичный. И не только для фестиваля - для фильма Абдрашитова тоже.


Вячеслав Шадронов


CHASKOR.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе