Время продюсеров

В 2013 году заметного успеха в российском кинопрокате удалось добиться сразу трем отечественным фильмам: «Сталинграду», «Легенде № 17» и комедии «Горько!». Они взяли соответственно первое, седьмое и десятое места в рейтинге самых кассовых фильмов года.

Александр Роднянский — сторонник американской модели индустриального кино, где во главе любого фильма стоит продюсер

Фото: ИТАР-ТАСС

После спада, последовавшего за финансовым кризисом, когда большинство крупных проектов были вынужденно приостановлены, в Россию вернулись большие премьеры. И за каждой из них отчетливо вырисовывается фигура продюсера. Помимо решения непростых вопросов привлечения денег в индустрию, которая по-прежнему слишком рискованна и не слишком прибыльна, им фактически приходится предугадывать зрительские ожидания: какими они будут на момент окончания работы над кинокартиной, что сможет привлечь зрителей в кинозалы именно в этот период времени с учетом экономической, социальной и политической ситуации. Уже сейчас можно сказать, что российский кинематограф перенял универсальную модель, в рамках которой продюсер участвует в работе над картиной практически на всех этапах и полностью разделяет с творческой группой ответственность за ее судьбу.

Роднянский

Коммерческий триумф «Сталинграда» — в первую очередь заслуга Александра Роднянского, рискнувшего ввязаться в масштабный кинопроект с непредсказуемым результатом. Он сумел преодолеть предубеждения по отношению к режиссеру Федору Бондарчуку, которые не могли не возникнуть после прокатной катастрофы «Обитаемого острова». Александр Роднянский снова создал условия для того, чтобы Бондарчук сделал дорогое, технологически и организационно сложное кино. Они не стали придумывать ничего нового, а всего лишь вернулись к формуле успеха, отработанной в «9 роте»: патриотическая тема, масштабные батальные сцены, романтический сюжет «на краю гибели», в главных ролях — молодые и малоизвестные актеры, мощная промокампания на ТВ — Роднянский это умеет, и зритель потянулся в кинотеатры. Ожидания оправдались — обвала после первого уикенда не произошло. В результате на счету дуэта Роднянский—Бондарчук спустя восемь лет после выхода «9 роты» еще один кассовый рекорд: «Сталинград» собрал свыше полутора миллиардов рублей. Впрочем, даже эта внушительная сумма не позволила Роднянскому окупить производственные затраты, что лишний раз говорит о специфике отечественного кинорынка — проекты стоимостью в 30–40 млн долларов для него слишком финансово громоздкие.

Роднянский еще может надеяться на зарубежный прокат: фильм уже собрал 15 млн долларов в Китае, где вышел беспрецедентным для фильма российского производства тиражом в 7 тыс. копий, еще предстоят европейские и американские показы. Но это не вынужденные меры, а часть глобальной стратегии, о которой Роднянский неоднократно говорил в своих интервью: ему тесно на отечественном рынке, его не слишком интересует локальный успех. В его планах — создание международной кинокомпании. Поэтому Роднянский так активно заявляет о себе в Голливуде. За последние два года он успел поработать с Билли Бобом Торнтоном над проектом «Машина Джейн Мэнсфилд» (который, увы, уже успел провалиться в прокате), с Ди Джеем Карузо сделал «Козий остров», с Рене Харлином — «Перевал Дятлова», с Робертом Родригесом — вторую часть «Мачете», в планах — работа с ним же над «Городом грехов-2». Кроме того, Роднянский принимал участие в продюсировании «Облачного атласа» Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски. Будучи нацеленным на сотрудничество с голливудскими кинематографистами, Роднянский на сегодняшний день самый опытный специалист в этой сфере. Именно с Роднянским как человеком, которому удалось в свое время увеличить капитализацию «СТС Медиа» с 40 млн долларов до 4 млрд, связывают свои чаяния амбициозные российские кинематографисты, которые настроены на глобальный производственный прорыв в отечественном кино.

Таблица 1:

Лидеры проката в странах СНГ в 2013 году*


Бекмамбетов

Десять лет назад Тимур Бекмамбетов своим «Ночным дозором» резко раздвинул представления о коммерческом потенциале российского кино. Сейчас он, так же как Роднянский, работает на две страны. В США Бекмамбетов выступает в качестве режиссера. Ему доверяют многомиллионные бюджеты: на свой американский дебют — «Особо опасен» — Тимур Бекмамбетов получил 75 млн долларов, на съемки второго фильма, «Президент Линкольн: охотник на вампиров», — почти столько же. Бекмамбетов уникален не только четким пониманием того, что современный зритель готов купить билет в кино прежде всего ради аттракциона, но и умением такой аттракцион придумать. Его дар заключается в способности изобрести технически изощренное зрелище и тем самым решить утилитарную задачу — развлечь зрителя.


Ленты, продюсером которых выступил Тимур Бекмамбетов, в общей сложности собрали в прокате около полумиллиарда долларов

Фото: ИТАР-ТАСС

В России Бекмамбетов работает уже как продюсер. Избранный им в своем отечестве жанр — комедия. И здесь его не подводит коммерческое чутье. «Поэзия должна быть глуповата», — говорил Пушкин. Бекмамбетов своим творчеством убеждает, что и кино не требует слишком сложной смысловой нагрузки. На счету новейших вышедших под Новый год и не слишком взыскательных «Елок-3» с участием телевизионных суперзвезд Сергея Светлакова и Ивана Урганта уже один миллиард рублей, и у фильма есть все шансы занять второе после «Сталинграда» место в списке самых кассовых фильмов за всю историю российского проката.

Однако главное достижение Бекмамбетова как продюсера в 2013 году все же не «Елки», а комедия «Горько!», в которой режиссеру Андрею Першину (творческий псевдоним — Жора Крыжовников) удалось вывести отечественный комедийный жанр на новый уровень. «Горько!» собрал отличный актерский ансамбль, который слаженно разыграл несколько сцен из жизни провинциального приморского городка. Русский свадебный ритуал, вокруг которого и разворачивается сюжет, предоставил сценаристам самую благодатную почву для создания комических ситуаций. Как результат, «Горько!» окупил себя в прокате в 19-кратном размере, и это тот самый успех, о котором любой продюсер, как российский, так и американский, может только мечтать.

Таблица 2:

Самые кассовые российские фильмы в 2013 году*

Тодоровский

Валерий Тодоровский в ушедшем году выпустил в качестве продюсера фильм «Географ глобус пропил», получивший главный приз фестиваля «Кинотавр». В экранизации повести уральского писателя Алексея Иванова режиссер Александр Велединский запечатлел потрет одного из героев нашего времени, роль которого сыграл Константин Хабенский. «Географ» — фильм о человеке, который вроде бы обаятелен и привлекателен и даже не бездарен, но всем видам полезной деятельности категорически предпочитает алкогольный эскапизм. Алексей Иванов, по сути, пересказал сюжет из классической русской литературы об Илье Обломове, который волею судеб все-таки женился и очень скоро после этого вернулся к привычному для него бездеятельному образу жизни. Только в качестве его антипода выступает не целеустремленный и энергичный Штольц, а нахрапистый помощник депутата Будкин.

Фильм не имел большого успеха в прокате, заработав лишь около 4 млн долларов. И все же «Географ» заметно отличается от предыдущих работ Велединского, снятых еще без Валерия Тодоровского (первой их совместной работой стал сериал «Закон» 2002 года). Фильмы «Русское» и «Живой» в отличие от «Географа» не попадают в категорию зрительского кино. Это характерный пример, позволяющий оценить роль продюсера в создании фильма: в какой степени он может влиять на стиль работы режиссера. Основная причина сдержанной реакции публики на «Географа», скорее всего, заключается в том, что драматические фильмы отечественный зритель все чаще предпочитает смотреть дома.


Валерий Тодоровский снял самый обсуждаемый сериал года

Фото: РИА Новости

Валерий Тодоровский — один из самых опытных российских продюсеров. В этом качестве он даже сумел выработать индивидуальный почерк. Тодоровский участвовал в создании таких культовых отечественных сериалов, как «Каменская», «Бригада», «Идиот». В качестве режиссера он до недавних пор предпочитал работать в полном метре. Но именно Тодоровскому удалось снять первый сериал, который вышел за рамки традиций советского кино и синтезировал в себе лучшие достижения российского и американского телевизионного кино. Он сам снимал все двенадцать серий «Оттепели». Это выбивается из принятых в современном кинопроизводстве технологий, зато у Тодоровского получилось цельное, очень эмоциональное и по-настоящему захватывающее кино, которое лишний раз продемонстрировало, что в России есть профессионалы, способные работать на самом высоком уровне. К тому же Тодоровский вслед за персонажем фильма — кинорежиссером Егором Мячиным позволил исполнительницам женских ролей сделать эффектные прически и надеть яркие платья, а в некоторых сценах и снять их, что не могло не сказаться на степени обаятельности этой телеистории.

Сельянов

В этом году Сельянов совершил несколько подвигов, которые на фоне прорыва Роднянского не так заметны и все же не менее значимы. Во-первых, он вошел в число тех, кто позволил Георгию Данелия довести до конца работу над мультфильмом «Ку! Кин-дза-дза». Из-за финансовых неурядиц на нее ушло больше пяти лет, и вот эта история благополучно завершилась. Кроме того, Сельянов выпустил полнометражный мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы». Знаменитую мультипликационную «фольклорную» серию продолжил «Иван Царевич и Серый волк-2», который на пару с «Елками-3» в новогодние каникулы сражался с великим и ужасным «Хоббитом» Питера Джексона, сметающим все на пути к коммерческому успеху. Сергею Сельянову, которого стоит причислять едва ли не к отцам-основателям новейшего российского кинематографа, удалось если и не самому лично, то в составе не такой уж большой группы людей фактически возродить российскую анимацию. На принадлежащей ему студии «Мельница» Сельянов сумел сконцентрировать лучшие на сегодняшний день творческие кадры и поставить производство мультфильмов на конвейер. В результате состоялся невероятно успешный сериал «Лунтик», который больше десяти лет выходит на телеэкраны, плюс к этому — ежегодные премьеры полнометражных анимационных фильмов, на равных соперничающих в прокате как с отечественными, так и с американскими игровыми картинами. В прошлом году «Три богатыря на дальних берегах» собрали более 30 млн долларов, став самым прибыльным анимационным фильмом, сделаным в России. Сейчас Сергей Сельянов — главный человек в российском анимационном кино. Во многом благодаря ему зрители получают доступ к представлениям о расстановке сил добра и зла, которые проистекают из русского фольклора. И это титаническая по своим масштабам и значимости культурная работа.


Сергей Сельянов спродюсировал около восьмидесяти фильмов

Фото: ИТАР-ТАСС

Александр Роднянский в своей книге «Выходит продюсер» посетовал, что телевидение и кино в России по-прежнему «никак не первая и даже не десятая по значимости для страны отрасль» — в то время как в США кинобизнес обеспечивает 2,1 млн рабочих мест, а общий оборот этой индустрии в 2011 году составил 464 млрд долларов. Но если судить по результатам прошедшего года, у российских кинематографистов есть все для того, чтобы успешно противостоять экспансии американского кинематографа; возможно, просто необходимо какое-то время, чтобы этот потенциал раскрылся в полном объеме.

Вячеслав Суриков

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе