Война с кризисом и критиками

Каннский фестиваль расставит акценты.
Фото: Heyday Films, Sony Pictures Entertainment


Конкурсные картины открывающегося на этой неделе 72-го Каннского кинофестиваля посвящены Второй мировой войне и современному экономическому кризису; вне конкурса покажут картины про звезд кино, эстрады и спорта.


Нынешний Каннский кинофестиваль проходит под знаком неопределенности; первый спор разгорелся еще задолго до начала из-за ожидаемой всеми новой картины Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» с Леонардо Ди Каприо, Брэдом Питтом и Аль Пачино. Еще во время апрельской пресс-конференции в Париже директор фестиваля Тьерри Фремо объявил, что Тарантино в Канн не приедет. Но в итоге девятый по счету фильм Квентина Тарантино все же попал в основной конкурс 72-го Каннского кинофестиваля, где и состоится его премьера.


Впервые за несколько десятков лет во время объявления программы никто не знал точно имен членов жюри.


В качестве президента жюри уже давно называли Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но его команду заявили лишь неделю спустя после объявления программы. В официальных речах директор фестиваля Фремо заигрывал с прессой, подчеркивая, что именно благодаря журналистам (особенно любимым им печатным изданиям) Каннский кинофестиваль достиг величия и известности. Тем не менее директор по-прежнему намерен держать прессу в узде. Еще в прошлом году на фестивале были отменены традиционные утренние пресс-показы перед вечерними гала-премьерами. Таким образом организаторы Каннского кинофестиваля решили защитить режиссеров от критиков, лишив медиа возможности обсуждать фильмы перед их мировыми премьерами в Канне. В этом году график показов картин опять изменился. Теперь они будут начинаться за час до официальной премьеры. Пока журналисты находятся на своем сеансе, гости официальной премьеры уже успеют пройти по красной ковровой дорожке. А значит, если даже соцсети успеют разнести новую картину на кусочки, режиссер и съемочная группа все еще смогут появиться на премьере в отличном настроении. Фремо также заявил, что в этом году фестивальная программа претендует на политическую актуальность. По словам организаторов, многие конкурсные картины сняты в стиле «политического романтизма».

В «Особом взгляде» впервые покажут картину «Дылда» российского режиссера Кантемира Балагова — о двух женщинах, которые после окончания войны пытаются вернуться к мирной жизни в Ленинграде. Картина Наримана Алиева «Домой» также о возвращении: отец с младшим сыном везет в Крым погибшего в Донбассе старшего сына. Военную тему поддержал также и Терренс Малик. В его «Скрытой жизни», совместном производстве Америки и Германии, речь пойдет об истории австрийского крестьянина Франца Еггерштеттера (Август Диль), который казнен нацистами за антифашистскую деятельность в 1943 году.


Премьеру нового фильма Кантемира Балагова «Дылда» представят в конкурсе «Особый взгляд»
Фото: Предоставлено Нон-Стоп Продакшн


От военной темы — к современности; нынешнему социальному кризису посвящена премьера Кена Лоуча «Прости, мы скучали». В этом году на Каннский кинофестиваль также вернется испанский режиссер Педро Альмодовар с картиной «Боль и слава». Несмотря на трехлетний перерыв, он остается верен своей основной теме — человеческой драме: его новая картина посвящена режиссеру, который находится на закате своего творческого пути. Также не изменил своему амплуа франко-канадский режиссер Ксавье Долан, посвятивший ленту сложным взаимоотношениям между друзьями детства Маттиасом и Максимом (картина незамысловато названа по именам главных героев). Итальянцу Марко Беллоккьо, как и Альмодовару, понадобилось три года, чтобы снять свой новый фильм «Предатель» про итальянскую мафию, а также почти два десятка лет, чтобы вернуться в программу Каннского кинофестиваля. Как и следовало ожидать от бельгийских режиссеров братьев Дарденн, в их новой картине «Молодой Ахмед» речь пойдет о современной политической ситуации в Европе: юный фанатик замыслил покушение на своего учителя. Откроется фестиваль хоррор-комедией Джима Джармуша «Мертвые не умирают» со звездным актерским составом во главе с Биллом Мюрреем.

Тот факт, что за более чем 70-летнюю историю Каннский кинофестиваль всего лишь один раз вручил главную награду женщине-режиссеру (2007 год, Наоми Кавасэ, фильм «Лес скорби»), сегодня вызывает все больше вопросов. Нельзя сказать, что ситуация с гендерным равенством в этом году сильно изменилась, однако эта тема становится год от года все актуальнее. Из четырех французских премьер, представленных в основном конкурсе, три фильма сняли женщины: Селин Скиамма привезет картину «Портрет молодой женщины в огне», Жюстин Трие покажет «Сибил», а дебютантка Мате Диоп — «Атлантику». Вместе с австрийским режиссером Джессикой Хауснер («Малыш Джо») режиссеров-женщин в нынешнем конкурсе насчитывается четыре, что можно считать рекордом.

Самой злободневной проблемой Каннского кинофестиваля по-прежнему остаются потоковые мультимедиа. Эта тема стала особенно болезненной после «Рима», прошлогодней премьеры Альфонсо Куарона, созданной при поддержке Netflix; премьера успешного во всех отношениях фильма состоялась в Венеции, завоевав там «Золотого льва», а затем получила «Оскар». Канн, как известно, игнорирует потоковые мультимедиа, что, впрочем, взаимно, в этом году Netflix отказался вести переговоры с фестивалем о своем участии. Напомним, что на прошлогоднем кинофестивале этой компании позволили показать фильмы лишь вне основного конкурса. Более сговорчивой оказалась фирма Amazon Studios, согласившаяся привезти на фестиваль картину-сериал, снятый Николасом Виндингом Рефном «Слишком стар, чтобы умереть молодым».

Вне конкурса фестивальным гостям обещают обширную развлекательную программу. Декстер Флетчер успел закончить картину-биографию Элтона Джона «Рокетмен», премьера которой пройдет в Канне при участии самого певца. Азиф Кападия снял картину про аргентинскую футбольную легенду — Диего Марадону, который также ожидается среди гостей на Лазурном берегу.

…Полвека назад знаменитый фильм «Мужчина и женщина» принес «Золотую пальмовую ветвь» и двух «Оскаров» 29-летнему французскому документалисту Клоду Лелушу. Спустя 20 лет он решил снять продолжение фильма, которое вышло в 1986 году и также имело успех. Теперь Лелуш рискнул представить третью часть своего хита под названием «Лучшие годы жизни». С трудом верится в ее успех, но, похоже, режиссер еще не сдался. Главные роли в ней сыграют те же актеры — Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. На премьеру обещает приехать Моника Беллуччи, снявшаяся в небольшой эпизодической роли. Другая, не менее знаменитая французская легенда 1960-х — Ален Делон появится в этом году на красной дорожке Канна: ему вручат почетную «Золотую пальмовую ветвь» за заслуги в кино.

Автор
Татьяна Розенштайн, Канн
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе