Верность высокому искусству

Рыбинский киноклуб «Современник» уже целых пятьдесят лет любит, показывает и обсуждает некоммерческое кино. Среди его гостей в разные годы были: Тарковский, Михалков, Кончаловский, Иоселиани, Хуциев, Соловьев, Авербах, Сокуров, Муратова, Полока, Ростоцкий, Занусси, Звягинцев…

Основатель и бессменный президент киноклуба Борис Нехемьевич Крейн родился в 1946 году в Рыбинске, получил профессию инженера. Но второе высшее образование у него уже профильное: киновед, заочное отделение ВГИКа, 1981-186 гг. В каждом городе есть люди, составляющие суть города. При этом, странным образом, гении места имеют менталитет вовсе не местного формата. Они живут здесь и сейчас, а с тем же успехом их можно представить в любой из столиц… Но как прекрасно, что они есть везде, а благодаря им в «их» городе есть, например, киноклуб, недавно отметивший полувековой юбилей…


Борис Крейн

С Борисом Крейном об истории клуба, кино и современном искусстве в целом беседует Ольга Коробкова.

- Как возникла идея киноклуба?

- Исключительно из желания смотреть некассовые фильмы самому и показывать друзьям. Когда я был студентом, при одном из ДК существовал клуб поэзии. Я, хоть стихов и не писал, крутился в этой среде, и под конец учёбы мы с товарищем как-то незаметно оказались у руля. И продолжили дело. Но вскоре решили, что лучше превратить клуб поэзии в киноклуб. Стихи можно читать и дома, а вот смотреть кино – нет. Хорошие фильмы в те времена шли «вторым экраном» по заштатным кинотеатрам на окраинах города. И вот в 1969 году появился клуб друзей кино «Современник»…


Зрители киноклуба 1979 г.


Б.Крейн и В.Смирнов на одном из обсуждений

Первые десять лет мы просто смотрели кино. Почему-то комиссия по киноклубам (при Союзе кинематографистов) нас не заметила. Признали нас в конце 1970-х, и примерно тогда же поехали на семинар в Пущино, и увидели, что кинематографисты вполне открыты для общения. Так что мы сразу начали с высокой ноты: первым гостем рыбинского «Современника» стал Отар Иоселиани…

- И это был Золотой век «Современника»?

- И это был Золотой век, да. Итак, в 1979-м приезжал Иоселиани, в 81-м - Тарковский, в 83-м – Михалков. К десятилетию клуба в 1979 году мы провели свой первый семинар. Два дня смотрели фильмы и встречались с авторами. В первый день у нас побывали: киновед Марк Кушниров, мультипликаторы Юрий Норштейн и Андрей Хржановский, режиссер Марк Осепьян. На другой день приехали Николай Бурляев и Наталья Бондарчук.

Потом было еще много встреч… Когда я поступил на заочное киноведческое отделение во ВГИК, к нам стали регулярно приезжать студенты и выпускники ВГИКа – показывали свои дипломные и курсовые работы. Трижды выступала Паола Волкова, у которой я учился.

Киноклуб «Современник» был у истоков создания Федерации киноклубов России.   Государственными наградами мы не избалованы, но в 2015 году мне вручили областную премию «Общественное признание» в номинации «За просветительскую деятельность». Очевидно, свою просветительскую задачу наш клуб выполняет.


Арсений Тарковский

- То есть, я так поняла, вашей главной задачей было воспитать зрителя. Это хотя бы в некоторой степени удалось?

- Знаете, недавно общался с одной из организаторов ярославского киноклуба «Юность». Возник вопрос о том, чтобы привезти какой-то из новых фильмов, прошедших у нас, к ним. И она ответила: да ведь никто не придёт!.. А у нас как-никак смотрят всё, что я привожу. И смотрят… адекватно, я бы сказал.

- Вы идёте на какие-то компромиссы с массовыми вкусами?

- Не столько с массовыми вкусами, сколько с киноистеблишментом.


Никита Михалков

- В сторону массовости, опять же, никогда не хотелось повернуться?

- Хотелось, чтобы арт-хаус стал массовым.

- Только арт-хаус, только хардкор! Ваш подход я поняла!..

- К сожалению, современный отечественный арт-хаус означает – мрак. Иногда говорят: депрессивность. А иногда – проще: чернуха.


Отар Иоселиани

- И это вовсе не мрачный блеск, dark shine, а вот так: мрак и чернуха?..

- Боюсь, что да. В современном искусстве трагедия почти отсутствует. Трагифарс – в лучшем случае. Может быть, я ретроград, но я не вижу ничего равного кино века двадцатого: Бергман, Феллини, Куросава… И наше. Оно было гуманистичным…

- Кроме того, чаще всего сейчас это «ужасы ради ужасов». И ужасы такие мелкие, бытовые… даже бытовушные…

- Да, получается, что в современном российском кино невыносимо практически всё. А жизнь, в главных своих проявлениях, изменилась не настолько серьёзно. Рассвет не поменялся местами с закатом, черное не стало белым, и преступление – по-прежнему не норма.


Кшиштоф Занусси

- И всё-таки, откуда эти тенденции? Почему так случилось, можете вы сказать, наблюдая за новым кино? Что это: определённая духовная избалованность? Неумение оценить масштаб события? Бесконечный микроскоп, страсть к детализации, бесконечное приближение?

- Если говорить о нашем кино, то это реакция на советскую бесконфликтность.

- Но она же, мягко говоря, сильно запоздала!

- Да, конечно. Но вот, факт: сейчас каждое художественное высказывание должно быть протестным. Против чего – уже неважно, но – протест. Власти – плохие, народ – безнадёжный, светлых сторон – НЕТ.


Андрей Звягинцев

- Так это тенденция не только кино. Литературы во многом – тоже. Вообще общественного сознания. Проходят мимо радостных моментов – и, напротив, с радостью будут хайповать на проблемах. Очень большая часть общества сейчас этим заражена…

- Верно, достаточно просто попереключать телеканалы. Там всё это есть и хорошо отражается. Ток-шоу, сериалы. И там, и там – кромешная манипуляция. Ну вот, а кино – якобы альтернатива массовой культуре. Но альтернатива получается такая… зеркальная.

- Борис Нехемьевич, а оно не может не быть альтернативой, а, просто – тихо делать своё дело?..

- Может… но редко.


Афиша

- Имена?..

- Михаил Сегал, например. Это сатира, но сатира весёлая, которой в России вообще мало. Не нагнетает мрак. Это уже много. Кантемир Балагов, выпускник «Мастерской Александра Сокурова». Вот мы скоро будем смотреть его фильм «Дылда»…

- Короче говоря, мы выходим всё к тому же: в искусстве должен быть катарсис, а его нет…

- Да. Нужен катарсис. И даже если нет явного протеста, то у каких-то мастеров он настолько вошёл в плоть и кровь, что стал второй натурой. Протест не социальный, а экзистенциальный: против вселенской несправедливости…

Известный театральный сюжет: выходит на сцену человек, говорит – что я могу сделать один? Выходит второй – с тем же вопросом. В конце концов, на сцене оказывается толпа, которая скандирует: что я могу сделать один?!

- Меняться жизнь ведь всё равно должна не снаружи, а изнутри. Не оттого, что кто-то сделает нам хорошо и правильно…

- Развитие, мы помним, следует по спирали. И есть ещё принцип маятника. Надеюсь, что низшая точка всё же пройдена… А обратного движения я не вижу.

- Хорошо, сменим тему. Как прошёл юбилей «Современника»?

- Меня уверяют, что всё прошло хорошо. Юбилей… все благодарят, все поздравляют, все дарят… Но ведь юбилей – это не художественное явление. За время подготовки к юбилею я так измотался, что думал – не доживу до юбилея. Но, как ни странно, дожил. Главное, чего я добивался, это чтобы наша публика увидела хорошие и редкие фильмы. Более эксклюзивные, чем обычно. И они были. «Воскресенье», «Царь-птица», «День субботний». Среди гостей за юбилейных три дня - актриса Татьяна Друбич, режиссер Светлана Проскурина, поэт Юрий Кублановский, киновед Ирина Гращенкова. Больше всего зрителей собрал непосредственно юбилей – 20 сентября.


Юбилей киноклуба

- Что ждёт «Современник» в пятьдесят первом сезоне?

- Я полагаю, что полвека – это солидный срок. Думаю, на этом мы и остановимся. По инерции ещё один, два показа, а вообще – в изменившейся реальности нет сил и возможностей. В частности, остро стоит вопрос о нормальной аппаратуре. Те проекторы, существующие в залах, какие мы можем себе позволить, не отличаются хорошим качеством изображения. Есть мечты купить проектор. Но средств хватит разве что на самый простой, и он будет ненамного лучше. На мощный – после юбилея, когда уже нет повода выделить средства на празднование, - денег не хватает. И потом, проектор (за недостаточной мобильностью) придётся оставлять в зале, хотя бы он и принадлежал киноклубу. Очень изменился сам порядок кинопоказов. Если прежде сам режиссёр мог привезти фильм (пусть и незаконно), то сейчас продюсер – царь и бог. А главное, он владелец прав на показ. И прокатная фирма, конечно. То есть снова требуются деньги. На аренду зала, на технику, на оплату гостей (а мне хотелось бы, чтобы гости были)… Система членства в киноклубе позволяет собирать небольшие средства на гонорары заезжим знаменитостям, но понятия о приличном гонораре по столичным меркам и по провинциальным – сильно различаются.

Киноклуб свою миссию выполнил. Сейчас существуют кинозалы в ТРЦ, где хватает экрана и для арт-хауса…  

…Однако, давно и хорошо зная президента клуба друзей кино «Современник», я позволю себе слегка усомниться в непоколебимости данного решения… (Как оказалось – не зря: показы продолжаются!). И в заключение я просто приведу слова знаменитых гостей «Современника» на его юбилее.

Актриса Татьяна Друбич:

– Я хочу поздравить всех нас с тем, что в нашей жизни был и есть клуб «Современник». Пройдя непростой путь, вы сохранили главное – настоящую любовь к кино и честь заниматься этим делом. Сейчас мы все несколько сошли с ума, потому что любое дело сегодня начинается, условно говоря, с фразы «А какой у вас бюджет?». А тут вы без всяких бюджетов сделали то, что на сегодняшний день цены не имеет, а если даже имеет, то эта цена может только расти и расти…

Режиссер, сценарист Светлана Проскурина:

– Я от рыбинцев всегда получаю столько тепла, нежности, какого-то тонкого понимания. Чувствуя это, понимаешь, что все не напрасно. Весь наш труд не напрасен – такая простая вещь, а ее важно знать. Поэтому всякий раз уезжаешь отсюда какой-то совершенно наполненной.

Поэт, критик, искусствовед, публицист Юрий Кублановский:

– «Современник» – это самый старый киноклуб в современной России. И все это благодаря деятельности Бориса Крейна. Мне особенно приятно о нем говорить, потому что это мой друг по жизни. Мы живем в разных городах, долгое время жили даже в разных странах, и все равно я всегда ощущал его дружеское и культурное присутствие в своем пространстве…

Автор
Ольга Коробкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе