Суздаль-2009, или несколько слов о российской анимации


Прошел очередной Суздальский фестиваль, на котором было показано, как говорят, рекордное количество фильмов. Аж 98. Чуть-чуть не хватило до вожделенной сотни. Настроения по этому поводу самые противоречивые: с одной стороны, старая и бравадная песня о «возрождении» российской анимации, с другой — почти апокалипсиc в духе «вот и настал конец всему»... Последнее, впрочем, связано с вполне реалистическим фактором: анимация, а в особенности авторская и красивая, существует у нас за счет государства, а в связи с кризисом — денег больше не дают, почти никому. Знаменитая студия «Пилот» на грани закрытия, многие анимационные проекты по причине отсутствия денег заморожены, про новые фильмы и говорить нечего.


Суздальский фестиваль — радости особенно не добавил. Ролик-победитель — «Солдатская песня» Елены Черновой — вещь очевидно симпатичная, но, на мой взгляд, на шедевр не претендует. Вот если бы таков был средний уровень — можно было бы ликовать. Главным же «открытием» стал очень симпатичный фильм Алексея Алексеева «KJFG #5». История очень показательная: во-первых, мультфильм Алексеева все интересующиеся давным-давно уже посмотрели в Интернете, во-вторых, из мультика про медведя, волка и зайца должен получиться анимационный сериал, только идти он будет на британском телеканале.

Когда-то советская анимация в лице «Союзмультфильма», как и наш балет, боеголовки и все такое, была одной из самых крутейших в мире. Так думали не только мы, но и мир тоже. Потом «Союзмультфильм» развалился, старая гвардия стареет, процесс передачи опыта идет с трудом. Связь поколений (почти) прервалась. Тем не менее анимацию нашу в мире уважают: лучшие фильмы регулярно попадают в фестивальные показы и получают призы. Конечно же не все 98. Но вроде бы все выглядит неплохо.

На самом деле, говорить про российскую анимацию в целом, как и про прошедший суздальский фестиваль, довольно сложно: все-таки вещь это крайне неоднородная и противоречивая. Во-первых, ее можно условно разделить на коммерческую и авторскую. Коммерческая — это сериалы и попытки полнометражного кино «как у американцев». Про сериалы вроде бы все понятно — «Смешарики», «Лунтик», и, по-большому счету, — все. Еще «Колыбельные мира» Лизы Скворцовой относят на Суздале к сериалам, но это, скорее, такой многосерийный авторский проект, очень красивый, очень волшебный и совсем не коммерческий. Просто идея такая — делать колыбельные. Так вот сериала два. Несмотря на все «рекорды», согласитесь, два более-менее нормальных сериала — как-то маловато. Причем «более-менее» — здесь очень условное, лично меня их качество не устраивает. Хочется чего-нибудь получше. Еще в сериальный конкурс попала трэшовая «Ре-анимация» — это такое чудо-юдо-рыба-кит. Попытка молодежного мульт-сериала (опять же по западным бизнес-схемам), причем с ярким социальным посылом «против наркотиков» (а вдруг и государство деньжат подкинет?), и все это якобы в стиле «трэш». Не знаю, сможет ли «Ре-анимация» предостеречь молодежь от потребления наркотиков, но вот отвратить здравого зрителя от отечественной анимации — ей вполне по силам.

Сложно сказать, сколько именно анимационных сериалов делается на Западе, — но, очевидно, как минимум, хватает на наш «2×2», при всей его специфичности. На этом фоне наблюдать, как у нас на полном серьезе конкурируют «Лунтик» со «Смешариками», довольно смешно. Тем более что обоим проектам уже далеко не один год. В чем тут дело? Ответ простой: нет индустрии. Кто-то пытается делать сериалы, но точно не знает, как. Есть люди, которые знают, но им нужны деньги. А деньги у руководства ТВ-каналов, а там редакторы, которые считают себя — ни больше ни меньше — всесильными наимудрейшими Богами. Но на самом деле, как почти и все у нас, тоже немного в этом не понимают.

Есть еще полный метр. Тут не лучше. Есть небольшие надежды на новый фильм про Алису Селезневу «День рождения Алисы», но и они тают на глазах. Долго ждали анимационной «Кин-дза-дзы» от Данелии (фрагменты в Интернете ходили красивые) — но... снимали-снимали и не сняли. Проект закрыт. В остальном — попыток в последние годы было немало, но удачной, на мой взгляд, — ни одной. Ни в плане коммерции, ни в плане художественности. Да, сборы от отечественного проката полнометражных мультфильмов растут, — но на Западе их никто по-прежнему не покупает, да и наши зрители смотрят не так, как «Шрека» и «Мадагаскар». И в общем понятно, почему: наш анимационный полный метр пока оставляет желать лучшего. Из-за чего так? Скорее всего, ответ тот же — не умеем мы этого пока делать. Очень сложно, всю жизнь снимая 10-минутные мульты, потом взять и сделать часовой. Для этого нужны особые навыки, причем не только у режиссера, но и у всех остальных участников проекта. Большой долгий проект — масса этапов, на каждом из которых так легко споткнуться. Правда, претензии к полному метру начинаются даже не на уровне концепции или драматургии — почему-то все «большие» мультики у нас на редкость страшненькие. В чем дело, честно сказать, до конца не понимаю. Но, очевидно, не получается у нас пока. Может, когда-нибудь получится, но в этом году вряд ли вообще что-то будет. Кризис.

Надо сказать, что и в «золотые годы» на «Союзмультфильме» ни сериалов, ни полного метра почти не делали. Тут «Тайна третьей планеты» и «Ну, погоди!» — скорее исключения. Так что мы этого совсем не случайно не умеем.

Авторскую анимацию (обычно мультфильмы на 3 — 25 мин.) — вроде как раз это у нас всегда и умели делать. Но тут тоже не все так гладко. «Патриархи» стареют, «Союзмультфильма» — нет, процесс передачи опыта и духа затруднен. Конечно, люди стараются что-то передать, но масштаб невеликий. И, как кажется, в наших условиях — качество анимационного кино целиком и полностью зависит от конкретных людей. Повезло — хороший фильм, нет — так нет. А несмотря на все разговоры о том, что фильмов и режиссеров у нас теперь много, — на самом деле, аниматоры — это по-прежнему довольно узкий круг. А режиссеров, от которых гарантированно можно ожидать если не шедевра, то, как минимум, достойного кино — наберется, наверное, человек 10-15. Это люди, у которых есть талант, вкус, чутье, часто ученики «мэтров», что тоже важно. Но есть люди, которые из года в год делают откровенную фигню, тоже, наверное, неплохие люди, но вот так у них получается. И если огрублять, то из 98 работ, показанных на Суздале-2009, — 10 хороших фильмов, 10 из серии «можно смотреть» — остальное «феерический трэш», причем не по жанру, а по сути.

Есть еще другой аспект: авторские мультфильмы почти нигде не показывают. То есть, конечно, и фестивали, и анимационные программы в клубах и кинотеатрах, но это так... для «узкого круга». А для народа их надо показывать на «ОРТ» и «РТР», а там вместо российских мультиков, почему-то показывают новости про Суздальский фестиваль, и о том, как в нашей великой стране, поднявшейся с колен, все круто даже у мультипликаторов. Но сами фильмы не показывают. Так что вопрос выхода к аудитории — по-прежнему один из самых болезненных. По факту, Суздаль, как и пять лет назад, остается «уютным междусобойчиком», пусть уже и большой, но тусовкой, где все радостно общаются. Все вместе: и те, кто фигню делают, и те, кто не фигню. Просто людей этих всех вместе взятых не так уж и много — вместе с режиссерами, художниками, сценаристами, критиками — примерно, тысяча человек наберется. Все друг друга, как минимум, знают в лицо. А отсюда и несовершенство всего — и фестивалей, и жюри, и условность всевозможных премий, и практически полное отсутствие некого внешнего объективного взгляда на вещи. А необходимость в нем, как и в зрителе, — несомненно есть.

Собственно, тут как раз есть две радостные тенденции: во-первых, интернет, который для всего авторского и независимого — давно уже стал главной надеждой. Во-вторых, все-таки зрительский интерес к анимации наблюдается: и «клубные» показы тому иллюстрация. Причем, если в большое кино зритель изначально шел на американские блокбастеры и лишь потом стал смотреть «наше», то с мультиками почти наоборот. Стали радоваться за «наших» и вдруг выяснили, что есть на земле такая прекрасная штука как анимация. И тут надо огромное спасибо сказать людям, которые хорошие фильмы (и наши, и иностранные) собирают и людям показывают — там, где нет индустрии, надежда только на энтузиастов.

От суздальского фестиваля, наверное, хотелось бы независимости и строгости. Пусть не 98 фильмов, а 30-40. Так, скорее, на Суздале-2010 и будет, только совсем по другой причине. Анимация у нас всегда жила на гранты от государства. А сейчас государству не до этого....

http://www.drugaya.ru/content/doc1147.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе