Пять самых заметных фильмов «Кинотавра»

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин делится впечатлениями о картинах главного национального кинофестиваля [видео].
«Огни большой деревни».
Фото: кадр из фильма



«Огни большой деревни»

Режиссер: Илья Учитель

Дебют сына Алексея Учителя - по жанру комедия, но посвящена она животрепещущей теме возрождения российского кино. Действие происходит в деревне, где продажные власти вот-вот превратят пустующий, никому не нужный кинотеатр «Родина» в магазин (такое случалось в лихие 1990-е, сейчас кинотеатры, наоборот, прибыльнее иных магазинов). Молодой киномеханик с друзьями решают возродить отечественный кинематограф на уровне своей деревни. Для этого они захватывают в плен пьяного народного артиста Дмитрия Дюжева (в исполнении, заметим, его самого), которого насильно, буквально с кляпом во рту, заставляют сниматься в своей любительской белиберде - по мысли киномеханика, на кино с такой-то звездой деревенский зритель принесет в кассу все свои денежки и «Родина» немедленно будет спасена. Этот сюжет больше годится для скетча в КВН, и, возможно, у зрителей подобных юморин и найдет какое-то понимание. Хорошо уже то, что автору кинофильма несвойственна наивность его персонажей: он-то точно знает, что спасения ждать неоткуда.



«После тебя»

Режиссер: Анна Матисон


«После тебя».
Фото: кадр из фильма


Актер и генеральный продюсер Сергей Безруков блистает в роли отставного солиста балета, чей отвратительный характер, по мысли авторов, искупается его гениальностью. В соответствии с канонами классической мелодрамы авторы дарят герою сразу два подарка - встречу с незнакомой ему дочерью (Анастасия Безрукова, красавица и однофамилица) и смертельную болезнь. Точнее, герою грозит «всего лишь» паралич, но для балетного танцора, понятное дело, лучше смерть. Совершенно очевидно, что авторы находились под большим влиянием удостоенного «Оскара» «Бердмена», чьим героем тоже был отставной артист с неважным характером, у которого тоже многое было поставлено на карту. «Бердмен», как все помнят, был изумительно и новаторски снят великим оператором Любецким. Снятую им одним планом виртуозную сцену на Таймс-сквер режиссер Матисон парирует вполне себе впечатляющим, но все-таки вторичным выходом на Манежку.

ПОСЛЕ ТЕБЯ (2016) ТРЕЙЛЕР



«Хороший мальчик»

Режиссер: Оксана Карас


«Хороший мальчик».
Фото: кадр из фильма


Эта лирическая комедия по своей бесконфликтности может соревноваться с типовой продукцией детско-юношеской Киностудии имени Горького. Впрочем, во всех странах, где есть кино, ежегодно снимаются десятки подобных фильмов - о вступлении юношей во взрослую жизнь и связанных с оным печалях и радостях. В этом жанре есть свои шедевры, последний по времени называется «Отрочество» - он в гиперреалистическом режиме фиксирует реальное взросление своих персонажей. Авторы российского фильма, наоборот, выбирают жанр фэнтези - их герои обитают в какой-то параллельной реальности, полностью заимствованной из чьего-то чужого кино, где у героя-школьника не может быть отца-слесаря или отца-менеджера, только - чокнутый ученый с лицом Константина Хабенского. Из высших научных соображений он предлагает семье отказаться от сна и клеить ночью обои. Сам же хороший мальчик Коля (Семен Трескунов из российского блокбастера «Призрак») влюблен в учительницу английского, в то время как у нее, представьте себе, роман с женатым директором школы (Михаил Ефремов), а еще один педагог (Александр Паль) за ней ухаживает. От любви никто особенно не страдает, меняя свои увлечения как перчатки. По ходу сюжета с героями решительно ничего не происходит, они не меняются - хороший мальчик остается хорошим, а конфликт хорошего с прекрасным вызывал усмешку даже во времена СССР.

Хороший мальчик Тизер (2016)



«Ученик»

Режиссер: Кирилл Серебренников


«Ученик».
Фото: кадр из фильма


Сначала Серебренников без швов адаптировал к российским реалиям пьесу немца Мариуса фон Майенбурга. Так появился знаменитый спектакль «(М)ученик», который режиссер, в свою очередь, адаптировал уже для большого экрана. Главный смысл и достижение спектакля заключались в предъявлении публике убедительного положительного героя - такие встречаются в современном кино и театре очень редко. Ей являлась героиня Виктории Исаковой - учительница биологии, изо всех сил сопротивляющаяся своему «ученику» Вене (Петр Скворцов), неожиданно испытавшему религиозное просветление и ставшему религиозным фанатиком. Эта героиня не была придумана, а точно выхвачена из текущей российской жизни, в которой она действительно существует - пусть и в виде белой вороны. В кино в большей степени, чем в спектакле, исповедующая строго научный взгляд на вопросы мироздания учительница оказывается «достойной» своего оппонента, которому удается заразить ее своим наваждением. И Веня, и Елена Львовна одинаково уверены в непогрешимости своих теорий, и одинаково оказываются жертвами своих теологических построений, в азарте выяснения истины забивая и на семью, и на друзей, и на человеческие чувства, и на всю остальную жизнь...

(М)ученик



«Петербург. Только по любви»

Режиссеры: Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова


«Петербург. Только по любви».
Фото: кадр из фильма


Не сказать, что новеллы про Питер, снятые самыми актуальными женщинами-режиссерами отечественного кино, складываются в одно целое, но это и хорошо, что продюсеры не требовали от авторов обязательных признаний в любви «прекрасному городу на Неве». Не сказать также, что каждая из постановщиц обладает настолько своеобразным голосом, что он отличим в общем хоре. Это, ясное дело, не относится к замыкающей антологию новелле Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа», но узнаваемость манеры (или манерности) не делает лучше это сумбурное повествование о сумбурных съемках фильма о снах Иосифа Бродского (этот фильм в фильме, кстати, тоже снимает женщина). За романтическую нагрузку в альманахе отвечает автор «Двух дней» и «Кококо» Авдотья Смирнова - в ее «Выгуле собак» неустроенная героиня Анны Михалковой, не добившись результатов от камланий шамана (неожиданный Михаил Боярский), встречает-таки свое неуклюжее счастье на собачьей площадке.



КСТАТИ

«Кинотавр», дни четвертый и пятый: Главное - хвост

Пока в Москве идут ледяные дожди, в Сочи уже который день стоит идеальная погода: температура в районе 22 градусов, солнце как в Неаполе, свежий ветер с моря - и никакой свойственной иногда городу духоты (из-за которой раньше пожилые артисты, бывало, по несколько дней не могли покинуть гостиничный номер). Но если где-то прибавляется, где-то и убавляется: показана уже половина конкурсных фильмов, и пока это самая вялая программа за последние лет пять. Винить организаторов нелепо — сами они фильмы не снимают и сценарии не пишут, а работают с тем, что есть. А ничего выдающегося в ассортименте, похоже, нет. Даже страшно подумать, что останется фестивалям рангом пониже, которые обычно берут фильмы, не приглянувшиеся программному директору «Кинотавра» Ситоре Алиевой (подробности)

Кинотавр. День шестой. "Разбуди меня" и "Ученик"
Автор
Стас ТЫРКИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе