Про кино

Наш колумнист удивляется тому, когда положительные персонажи в фильмах успели обрасти таким числом нелицеприятных поступков.

Пионером жанра, наверное, стал культовый сериал "24" - о похождениях агента вымышленного контртеррористического подразделения Джека Бауэра

Фото: кадр из фильма

Нельзя сказать, что тема "пыток во имя спасения" доминирует сегодня в западной массовой литературе или кинематографе. Однако и не скажешь, что внимания уделяют ей мало.

Трудно с точностью определить, когда произошла эта знаковая подмена. Когда издевательства, которым "злодеи" в книгах и на экране временами подвергали положительных персонажей, сменились пытками, которые вынуждены использовать положительные, чтобы добыть у "злодеев" очередной ключ к спасению мира.

Так или иначе, классический конфликт между чувством и долгом нынче таков. Прочь ханжество. Готов ли ты чуть-чуть испачкать руки, чтобы выручить несчастных женщин, стариков и детей? Не наденешь палаческий фартук -- им всем каюк. Кирдык. Неминуемая, в общем, гибель грозит.

Веками героем считался тот, кто жертвовал своей жизнью ради других. "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя" (Ин. 15:13). Однако современному герою масскульта всё чаще необходимо решать иные задачи. Не собой, дорогим, жертвовать, а невинными обывателями: убить десять, чтобы не погибли сотни. Убить тысячу, чтобы не погибли миллионы.

Поначалу такие решения принимали киношные президенты.

- Господин президент, отдаете приказ уничтожить самолет с ядовитой заразой на борту? Погибнут все пассажиры, но если самолет приземлится...

- Ах, это самое непростое решение в моей жизни! Ладно, выхода нет, стреляйте на поражение.

Тикал таймер, летели ракеты, и только в самый последний момент какой-нибудь белозубый атлет со стальными шарами мускулов ценою неимоверных усилий избавлялся от смирительной рубашки, цепей и наручников, напрыгивал сверху и вовремя останавливал кошмар: и самолет оставлся цел, и пассажиры, и ещё какая-нибудь дополнительная красотка (это - для финального поцелуя в диафрагму).

Клише приелось. Как прикажете щекотать зрителю нервы, если он уверен в неизбежном хэппи-энде? Поэтому самолеты с пассажирами начали иногда взрывать. Для пущей правдоподобности, видимо. Герой спешил-спешил, но не успевал. А ведь если бы он не был чистоплюем, если бы он применил пытки к пленным террористам, такого бы не случилось.

И вот "хорошие" всё чаще стали пытать "плохих". На первых порах пытками только угрожали ("плохие" верили угрозам, на то они и плохие, судили-то по себе). От угроз перешли к "нервным срывам", во время которых... А потом и время срывов закончилось. У "хороших" под рукой неожиданно оказался вполне профессиональный пыточный арсенал. А как вы хотели? Со "злодеями" иначе нельзя.

Пионером жанра, наверное, стал культовый сериал "24" - о похождениях агента вымышленного контртеррористического подразделения Джека Бауэра (Кифер Сазерленд). Невероятные популярность, восемь сезонов. Журнал Empire отдал этому сериалу шестое место в рейтинге лучших телешоу всех времен. Что и говорить, сделано мастерски. Динамичный сюжет, свежие приемы с их ошеломляющей непредсказуемостью.

При этом в сериале пытки поставлены на поток. Обычное дело, такова жизнь. Пытают явных террористов, чтобы выведать время и место очередного теракта, но пытают и людей, на которых лишь пало мимолетное подозрение. Пытают четырнадцатилетнего подростка, охотно пытают своих сослуживцев, которые вдруг начали странно себя вести. Бауэр до смерти запытывает собственного брата (очень нехорошего человека, надо заметить). Бауэр хладнокровно убивает своего друга и начальника - потому что так приказали террористы, а иначе, сказали, всех порешим. Террористов найти не смогли, пришлось выполнять ультиматум. А куда денешься? Вот где настоящий героизм - не собой жертвовать, а выстрелить другу в затылок. Разумеется, чтобы не погибли тысячи мирных американцев.

Позже Бауэр попадает в китайскую тюрьму, где сидит пару лет (надо ли упоминать, что там его зверски пытают всякими китайскими пытками?). Любопытно, что никто и не думает выручать человека, столько сделавшего для родной страны. До тех пор, пока плохиши ради вульгарной мести не требуют уже голову самого Бауэра (а не то - сами понимаете). Тут Бауэра моментально вытаскивают из Китая - с тем, чтобы сразу передать его плохишам на растерзание. Заслуженный агент не обижается. Он ведь любит Америку и всё-всё-всё понимает. Сам бы так поступил (да и поступал).

Он-то - да, но понимают ли зрители? Зло и Добро с такой головокружительной скоростью меняются в сериале местами, что можно потеряться: а за кого сейчас переживать-то? Кто тут "наш"? Кругом измена и подлость, и только скромный патриот Бауэр служит вечной точкой отсчета. Что он ни делает - то и правильно.

Премьера сериала "24" прошла в ноябре рокового для США 2001-го. Вымысел накладывался на реальную жизнь, резонировал с нею. Насколько граждане были готовы пожертвовать принципами и свободами ради безопасности? Насколько были готовы перенять методы противника, чтобы добиться окончательной победы? Вопросы сложные. И ответов до сих пор нет.

Нас так долго учили, что пытки - не просто ужасны в любой системе моральных координат. Они, ко всему прочему, ещё и бессмысленны, потому что под пыткой человек легко оговорит и себя, и кого угодно, только бы прекратить боль.

Иные дни - иные песни. Жизнь на месте не стоит, индустрия массовых развлечений - тоже. В психологическом триллере Грегора Джордана "Немыслимое" (Unthinkable, 2009) Сэмюэль Л. Джексон играет заплечных дел мастера, специалиста по пыткам на секретной службе у правительства. Террорист заложил несколько ядерных зарядов, его поймали, но он, конечно, где эти заряды -- не говорит. Обычные меры воздействия (читай - пытки, разрешенные официально) результата не дают. И тогда вызывают настоящего профи. Вот он и должен совершить немыслимое, чтобы выведать тайну и предотвратить взрывы. Он бы и выведал, но высокоморальная героиня фильма этому препятствует. Увы, последнюю черту она переступить не может. Итог плачевен. Вновь получается, что аморальный палач, на котором пробу ставить некуда, гораздо этичнее щепетильной дамочки. "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Если благими намерениями вымощена дорога в ад, то, надо полагать, дурными, словно асфальтом, покрыта дорога к Раю.

Сказка ложь, да в ней намёк. Общество раз за разом подводят к старой и нехитрой мысли: цель оправдывает средства. И, признаем, делают это талантливо. Впечатляет.

Будь это только развлечением, можно было бы пожать плечами. Люди понимают разницу между вымыслом и реальностью, не так ли? Да только с появлением виртуальных миров грани стираются. И не вчера это началось.

Ольга ТУХАНИНА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе